Январь
2014
На орбитеО «Капле-2», «Матрёшке-Р» и «Мотокарде»6
Теория и практикаРасчет творчеству не помеха14
От первого лицаМы за надежность и летный опыт20
ПрофессионалыА без нее здесь ничего бы не летало…24
ТехнологииРобот спешит на помощь ...»30ПрофессияХочу на Луну! ...»46
ВыставкаКак молоды вы были…50
РегионыС Волги звезды виднее56
Посадка по программе60
ЛюбопытноВозможно, мы не одиноки64

Архив журнала

Хочу на Луну!

Чтобы совершить свой первый космический полет, Сергей Ревин готовился 16 лет. Он ждал ярких впечатлений, а оказалось, что
космос — это прежде всего напряженная работа. После возвращения на Землю Сергей Ревин передает свою увлеченность космонавтикой школьникам и говорит, что готов вновь полететь.

Андрей Самохин

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ


— Сергей, вы ведь начинали инженером-электронщиком?


— Я учился в МИЭТе в Зеленограде, в 1986 году на 4 курсе был направлен на преддипломную практику в НПО измерительной техники в Королёве. Шел я целенаправленно в отряд космонавтов, и поэтому для практики и диплома необходимо было предприятие общемаша. А в НПО «Энергия» из МИЭТа не распределяли. Специальность моя называлась «инженер-физик по автоматике и электронике», а конкретная специализация — «проектирование интегральных микросхем».
Мне не с чем было особенно сравнить предприятие, куда я попал, но в любом случае было интересно. Тогда там была самая передовая техника, автоматизация проектирования — все это меня, молодого человека, увлекло. Охватить весь масштаб деятельности объединения мне было сложно — тогда все «секретилось», и мне был доступен только лично мой участок деятельности. Проектировал интегральные микросхемы.
Ушел в НПО «Энергия», где был свой отряд космонавтов, я в 1993 году. Характеристику мне писал тогдашний директор НПО ИТ Олег Александрович Сулимов. Он рекомендовал меня руководству РКК «Энергия» и Александру Павловичу Александрову, руководителю летно-испытательной службы. Сулимов помог и хорошей характеристикой, и советами, и с оплатой медкомиссии в Институте медико-биологических проблем за счет предприятия.


— Когда вы захотели стать космонавтом?


— О космонавтике я мечтал с юности. Увлекался и воздухоплаванием. Увлечение переросло в конце

1980-х в бизнес. Мы с друзьями создали фирму «Небосвод», производящую аэростаты — беспилотные для рекламы и пилотируемые. Работал одновременно и в НПО, и в своей фирме, времени хватало только на сон.


— Попав в отряд космонавтов, бизнес «отставили»?


— Да, в 1996-м. Все время уделялось тому, чтобы стать профессиональным космонавтом.


— И так 16 лет?


— Да.

 

 

НА ВОСТОРГИ НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ


— Что для вас оказалось самым ярким в полете, к которому вы так долго шли?


— Я бы сказал не «ярким», а интересным впечатлением стало то, как инженерная система по управлению кораблями и станцией работает. Сегодня МКС — это космический порт, куда причаливают космические корабли, доставляя грузы и экипажи, а затем возвращаются обратно на Землю.
Вообще, на «восторги» было не так много времени: во время старта, выведения и на орбитальном участке полета корабля я занимался контролем работы бортовых систем корабля, а на станции весь день расписан по часам. Научных экспериментов было около 30, в основном по биотехнологии и медицине, в частности по вопросам, связанным с перспективой полета к Марсу. Сами космонавты при этом становились объектами исследования медиков: исследовались изменение объема мышц, процессы, происходящие в костных тканях, из которых в условиях невесомости и без нагрузки вымывается кальций, реакция на длительное пребывание в космосе сердца и сосудов, слуха и зрения.
 

— С экипажем повезло?
 

— Международная команда у нас сложилась хорошая — все друг друга понимали с полуслова, помогали друг другу. Не зря перед полетом мы многократно бывали в командировках в США, много общались и вместе отдыхали.

 

 

«МЫ ЗАСИДЕЛИСЬ НА ЗЕМНОЙ ОРБИТЕ»


— Сегодня много говорится о кризисе российской космонавтики: ракеты падают, техника отказывает…


— Это не такой простой вопрос. Надо внимательно посмотреть статистику запусков в советское время — тогда тоже было немало отказов и нештатных ситуаций, просто далеко не все из них попадали в прессу.


— Да, но тогда мы шли вперед семимильными шагами. Чуть ли не каждый год испытывалась и отправлялась в космос новая техника, которая по определению подвержена риску. А сегодня запускаются модификации еще королёвских ракет, и при этом умудряемся спотыкаться на давно пройденном…
 

— Это уже совсем другой вопрос, лежащий в плоскости политических решений. Конечно, хочется двигаться дальше. У нас есть научный и технологический задел на этот рывок. Многие космонавты и конструкторы, которых я знаю, готовы к активному участию в новой космической программе и удивляются, почему наша страна медлит с ней, как будто бы на кого-то оглядывается…
На МКС у меня возникло твердое ощущение, что мы засиделись на земной орбите. Такую станцию собрать бы уже на орбите Луны! Ясно, что это должен быть международный проект, но роль России в нем может быть основополагающей или обслуживающей — все зависит от нашей воли и расторопности.
 

— Верите ли вы в освоение Луны? Может ли такой проект стать «духоподьемным» шагом и системным прорывом для нашей космонавтики и всего межотраслевого научно-технического блока?
 

— Духоподьемность — это здорово, но сегодня от бизнеса, то есть подсчета затрат и окупаемости, никуда не уйти. Луна, на мой взгляд, интересна со всех сторон: и с точки зрения романтики, и с точки зрения бизнеса. Россия, например, смогла бы сформировать совершенно новые рынки «лунных» услуг.
Руководители отрасли и государства давно ищут подходы к решению этой проблемы. Понятно, что это непросто. Для запуска лунного проекта нужны какие-то нелинейные ходы. Луну нужно вовлекать в земной оборот: строить там базу, осваивать наш естественный спутник…
 

— А полет на Марс?


— Марс далековато, и в этом проекте романтика явно сильно превышает трезвый расчет. Какая практическая отдача будет от огромных затрат и очень высокого риска такой экспедиции? Думаю, вряд ли кто-то ответит сегодня вразумительно. Считаю, что Марс пока нужно исследовать автоматами.

 

 

ОГОНЬ В ГЛАЗАХ ГОРИТ


— Чем вы заняты сейчас?


— В 2013 году, наконец, «добил» диссертацию, которую начал еще в 2005 году. Она называется «Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии (на примере изучения экосистемы космической станции)». Это такая педагогически-философская работа, которую я защитил в Московском гуманитарном университете. Кстати, во время своего полета смог подготовить ряд дополнительных репортажей для этой работы, связанных с методикой преподавания в 5–6 классах школы.


— Интерес к педагогике почувствовали именно в космосе?


— Работа на орбите дает новый взгляд на многие привычные вроде бы вещи. Например, экология Земли. Из космоса видно, что планета пульсирует и дышит, как живое существо. И это существо нужно беречь, заботиться о его здоровье! Именно космонавты могут убедительно донести это понимание до детей.
Метод аналогии же здесь простой: на МКС мы живем в экосистеме, которая в миниатюре копирует Землю. И выводы, которые делаем, изучая эту систему, уместно экстраполировать на всю Землю. Загрязнение водной и воздушной сред, нештатные ситуации на станции — это те же чрезвычайные происшествия на Земле. Есть только существенная разница: при возникновении крупной аварии на МКС мы имеем возможность покинуть станцию, а при аналогичном по масштабам бедствии на Земле нам некуда бежать.
Хочу, чтобы моя диссертация пригодилась педагогам в самых разных учебных заведениях. Ее можно будет использовать для составления методических пособий и материалов, благодаря которым понятие «экология» обретет для ребят совершенно иной, предельно понятный и насущный смысл. Разумеется, я готов при возможности сам приезжать к школьникам с лекциями по этой тематике. Собственно, во многих школах я с такими выступлениями уже побывал.
 

— Нет у вас ощущения, что из космонавтики уходит романтический запал, который был на ее заре? Все становится более прозаично, меркантильно…
 

— Романтика — категория психологическая. В космонавтике были, есть и будут вполне объективные составляющие, одна из которых, например, оборонная. Хотя совсем без романтики, конечно, в нашей профессии делать нечего.
Общение со школьниками дает двойственное ощущение. С одной стороны, они почти ничего не знают об истории и сегодняшнем дне космонавтики, научных и технических проблемах, которые перед ней стоят. Но огонь в глазах у них загорается, как и прежде! И это дает надежду, ведь знания — вещь наживная.

 

 

МЕЧТА


— Есть ли у вас планы по дальнейшим полетам?


— Конечно, есть. Главное, чтобы они совпали с планами начальства. Я обозначил свою позицию и жду очереди на включение в очередную орбитальную экспедицию. В любом случае между полетами должно пройти не менее 3 лет.


— О чем мечтаете?


— О полете на Луну.


— А это реально?


— Пока это мечта!