СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

01.03.2013

ТАЙНА ЖЕЛТЫХ КОНВЕРТОВ

В день переговоров с российскими космонавтами экипаж по прежнему состоял из шести человек: командира Кевина Форда (NASA), бортинженеров Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и Романа Романенко (Роскосмос), Криса Хадфилда (Канадское космическое агентство) и Томаса Машбёрна (NASA).

 

 

ПРОБЕЖИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ

 

— Добрый вечер, Олег, Евгений и Роман! Как у вас дела, какое настроение?

 

О. Новицкий: Добрый вечер! У нас все в порядке, настроение — замечательное!

 

— С наших прошлых переговоров прошел месяц. Что за это время удалось сделать?

 

Е. Тарелкин: 9 февраля мы проводили на Землю «Прогресс М-16М», а 12-го ему на смену прилетел «Прогресс М-18М», причем по короткой схеме. Всего через 6 часов после старта он был уже у нас. Кроме этого, мы, как обычно, занимались обслуживанием станции, ремонтно-восстановительными работами и экспериментами, наблюдениями Земли и медицинскими исследованиями. Все по плану.

 

— Говорят, что, кроме топлива, воды, научного оборудования, комплектующих и продуктов питания, «Прогресс» привез для вас некий сюрприз?

 

Е. Тарелкин: Группа психологической поддержки подготовила для нас посылки от наших родных. А еще нам прислали маленькие очень вкусные колбаски, которые мы уже почти все съели. Спасибо всем, кто нас порадовал!

 

— А беговую дорожку вы уже достали?

 

Е. Тарелкин: Пока все разгрузочные работы мы выполняем строго по радиограммам. Поэтому до беговой дорожки пока не добрались. На МКС ее доставляют частями. Первая партия деталей прибыла на предыдущем грузовике, вторая на этом. Так что скоро мы ее увидим целиком. А собирать придется уже Павлу Виноградову и Александру Мисуркину. Мы, видимо, пробежимся уже на Земле и по земле.

 

Р. Романенко: Бортовая документация по сборке, монтажу и наладке дорожки вышла только после того, как мы улетели на МКС.

Я хочу кое-что добавить о сюрпризах. Среди посылок были три желтых конверта формата А4, в которых обычно армейские курьеры доставляют приказы. На конвертах с нашими фамилиями написано: «Вскрыть 23 февраля». Конечно, очень хочется их открыть и узнать, что внутри. Если бы мы были здесь поодиночке, то не удержались бы. Но так как нас трое, мы терпим. 23 февраля, как только проснемся, сразу же вскроем их. Конверты лежат у нас на стенке в СМ. Мы часто смотрим на них, можно сказать, любуемся.

 

 

МЕТЕОРИТ ПРОЛЕТЕЛ МИМО

 

— Вы, конечно, знаете о метеорите, который упал на Челябинск. Вы его в космосе не видели?

 

Р. Романенко: Нет. О нем мы узнали через час после того, как он влетел в плотные слои атмосферы и разрушился над Челябинском. Мы сразу же посмотрели новости в Интернете и фотографии разбитых окон, выбитых дверей, перевязанных пострадавших. В принципе разрушений могло быть больше. Этот метеорит не заметили средства наземного наблюдения космического пространства, потому что он был «случайным». К тому же летел со стороны Солнца. Оказывается, у нас нет системы оповещения о таких объектах, и люди осознали, что жизнь на Земле не защищена от «потусторонних» сил.

Примерно в это же время мимо Земли пролетел астероид, о котором ученые знали. Существует специальная служба, которая отслеживает траектории и скорости таких объектов. И если возникнет хоть малейшая опасность для МКС, нас об этом предупредят заранее. Тогда мы по команде должны занять места в корабле и подготовиться к перестыковке. Возможно, придется поднять орбиту станции, чтобы сделать противометеоритный маневр и избежать столкновения.

 

 

IS SOMEBODY SINGING ОБЛЕТЕЛА ЗЕМЛЮ

 

— Олег и Евгений, до конца 34-й экспедиции осталось меньше месяца. Уже готовитесь к спуску?

 

Е. Тарелкин: Да, вместе с нашим товарищем Кевином Фордом. В ближайшие дни начнутся тренировки, чтобы подготовить сердечно-сосудистую систему к жизни на Земле, от которой мы уже отвыкли. На грузовом корабле пришли материалы для экспериментов, результаты которых наш экипаж заберет с собой. Буквально завтра мы начнем подготовку оборудования для этих экспериментов.

 

— Говорят, на орбите и на Земле время идет по-разному. Вам экспедиция показалась короткой или длинной?

 

Е. Тарелкин: Для меня 5 месяцев — в самый раз: не много и не мало. Отметим еще два праздника — и наш полет закончится.

Пользуясь возможностью, хочу поздравить (и ко мне присоединяются Олег и Роман) всех женщин с праздником Весны, сказать им самые теплые слова, пожелать здоровья. Пусть в их семьях все будет хорошо. Главное, чтобы в доме царило тепло. А мужская половина обещает не совершать поступков, которые женщинам не нравятся.

 

— Большое спасибо! Но от праздника вернемся к будням. Чем еще, кроме подготовки к спуску, вы будете заниматься в ближайший месяц?

 

О. Новицкий: Некоторые работы запланированы на самый конец нашей экспедиции. Продолжим тестирование аппаратуры спутниковой навигации, разгрузку грузовика и инвентаризацию. Проведем замену системы откачки конденсата, ремонтно-восстановительные работы первого комплекта телевизионного датчика. Кроме медицинских обследований (МО-1 и МО-9), каждый день будем выполнять научные эксперименты — «Альбедо», «Бар», «Сейнер», «Визир», «Взаимодействие», ВИРУ и другие.

За 10 дней до спуска начнется уже непосредственная подготовка к спуску: переговоры с поисково-спасательной командой, проверка наших скафандров «Сокол», консультации, зарядка телефонов, тренировки, тест СУД. А дальше укладка оборудования и сам спуск.

 

— Роман, вы взяли с собой в полет губную гармошку, Крис — именной медиатор, а гитара на борту уже есть. Удалось ли поиграть вместе? Может быть, в космосе родилась новая песня?

 

Р. Романенко (вместо ответа раздались бодрые звуки губной гармошки): Гармошка здесь — как семечки, не оторвешься. В свободный вечер, как правило, в праздники, мы два-три раза собирались за столом в американском сегменте — там попросторнее — и пели. Крис Хадфилд — заводила, душа нашего ансамбля и экипажа в плане музыки. Он исполнял и свои песни, которые написал вместе с братом как раз для этого полета, и популярные, а мы старались подпевать-подвывать ему на английском языке. Перед Новым годом мы разместились в нашем сегменте, как полагается в праздник, за столом, с елочкой, и пели песни. Гармошка с гитарой вместе звучат неплохо. Правда, моя гармошка настроена надо мажор, а у Криса в этой тональности не все песни.

Крис чуть ли не каждый день закрывается в своей каюте и поет под гитару. Еще до старта Хадфилд и солист и гитарист рок-группы BarenakedLadies Эд Робертсон, аккомпанируя себе на гитаре, записали песню IsSomebodySinging про наш полет. 9 февраля состоялся необычный концерт космос — Земля. Крис и Эд исполнили песню вместе с хором молодежи и оркестром. Этот концерт можно посмотреть в Twitter и в YouTube, он получил много положительных откликов. Так что песня летает вокруг Земли. Мы тоже учим слова, чтобы, вернувшись, спеть в ансамбле.

 

— У вас замечательная компания, а Крис — настоящий талант! Мне остается только поздравить вас с наступающим праздником. С Олегом и Женей я, наверное, встречусь уже на Земле, а с Романом продолжим разговор в следующий раз. Удачи вам!

 

Беседовала Екатерина Белоглазова