СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

18.01.2014

ВНЕКОРАБЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ЭКИПАЖА

Новый год и Рождество на Международной космической станции прошли в рабочем ритме. Никаких зимних каникул, как у всех россиян. А в субботний день 18 января российские космонавты Олег Котов, Михаил Тюрин и Сергей Рязанский укладывали удаляемое оборудование в корабль «Прогресс М-20М», регистрировали уровень радиации, проводили еженедельную уборку станции и техническое обслуживание систем жизнеобеспечения. Их коллеги американцы Майкл Хопкинс и Рик Мастраккио и японец Коити Ваката действовали по своим программам.

 

 

— Здравствуйте, Олег, Михаил и Сергей! Это наша первая встреча в новом году. Наконец-то к нам пришла настоящая зима, стоят крещенские морозы. А вы уже готовитесь к внеплановому выходу в открытый космос 27 января (перед Новым годом Олег и Сергей провели в открытом космосе 8 часов 7 минут и установили новый рекорд). Насколько трудно было вам так долго находиться за пределами станции?
 

О. Котов: С точки зрения физического утомления большой разницы между 6-часовым и 8-часовым выходами практически не было. Так как с самого начала предполагалось, что ВКД продлится около 7 часов, мы постарались распределить свои силы на это время. Никаких трудностей ни у меня, ни у Сергея не возникало. И даже через 8 часов мы могли активно двигаться, перемещаться и выполнять тонкие операции. И все это мы продемонстрировали, достаточно быстро и без проблем выполнив все необходимые процедуры при возвращении в станцию: занесли громоздкие укладки с оборудованием, зашли сами, сняли защитное кольцо, расстегнули карабин фала, удерживающего крышку, и закрыли выходной люк.
Прежде всего нужно поблагодарить создателей наших скафандров. Большую роль сыграла их правильная и тщательная подготовка, а также то, что они были хорошо подогнаны. Оборудование тоже работало просто замечательно, не было никаких сбоев в работе систем скафандров — все заложенные параметры выдерживались безупречно. И вообще, очевидно, что ресурс, заложенный при создании скафандра, наверняка больший, чем используется. Думаю, что мы могли бы проработать в открытом космосе еще дольше. По большому счету в дальнейшем можно смело 7-часовые выходы сделать штатным графиком работы.
 

— Какова программа работы вашего внепланового выхода, который состоится 27 января?
 

О. Котов: Мы должны доделать то, что не успели в прошлый раз. Нам предстоит еще раз установить два телескопа, подсоединить к ним кабели для питания и передачи информации. Будем использовать те же самые очень большие укладки, тот же инструмент, те же маршруты. Сейчас готовиться к выходу гораздо проще, потому что фактически мы его уже «отрепетировали». К сожалению, в прошлый раз возникли проблемы с подключением аппаратуры. И нам пришлось укладки с телескопами, кабелями и разъемами заносить обратно, а специалистам разбираться, в чем дело. Теперь, после тщательного анализа, они дали добро на повторный выход. Предполагается, что он займет меньше времени — около 5 часов.
Кроме того, мы должны демонтировать съемную кассету-контейнер (СКК) со стыковочного отсека. В свое время ее не удалось снять из-за проблемы с замком. А теперь решили вернуть кассету в раскрытом положении, предварительно надев на нее чехол. Это образцы различных конструкционных материалов и стекол иллюминаторов, которые длительное время подвергались воздействию факторов космического пространства. Две таких СКК установлены на служебном модуле, одна на МИМ-2 и одна сейчас находится на стыковочном отсеке. Вот ее-то мы и занесем на станцию, а затем вернем на Землю для исследований.
 

— Желаю вам удачи! Я снова буду следить за вашей работой на сайте ЦУПа. Это захватывающее зрелище. У вас произошло еще одно интересное событие. 12 января состоялась стыковка с коммерческим грузовиком Cygnus. Это первый из восьми запланированных до конца 2016 года полетов к МКС. На что похож этот корабль? И чем он отличается от нашего «Прогресса» или ATV?
 

О. Котов: Мы с Сергеем уже второй раз наблюдаем за стыковкой этого грузового коммерческого корабля. Первая состоялась 29 сентября прошлого года, когда мы уже находились на станции, но она была демонстрационной. Тогда Cygnus тоже привез грузы (около 600 кг), но прилетел полупустым. А в этот раз он оказался полностью заполненным и доставил 1300 кг различных грузов, в том числе техническое оборудование, одежду и продукты питания. Стыковка проводилась под контролем Майкла Хопкинса и Коичи Ваката.
Очень интересная машина! Корабль состоит из двух модулей цилиндрической формы: отсека полезного груза (объем герметичного отсека 18,9 куб. метров) и приборно-агрегатного отсека с солнечными батареями. В нем заложены другие принципы компоновки, организации работ и размещения грузов, чем в нашем «Прогрессе». Масса доставляемого «Прогрессом» груза — 2230 кг, в том числе до 1950 кг топлива. А коммерческий корабль Cygnus способен доставлять 2000 кг грузов. Но главное, их очень удобно доставать, а потом укладывать вместо них мусор. Почти тонну мы разгрузили за день! Конечно, с «Прогрессом» так не получится. Соответственно, так же быстро осуществляется загрузка в Cygnus удаляемого оборудования и мусора со станции. Стыковка принципиально не отличается от той модели, которую выбрали создатели японского грузовика HTV и американского Dragon. Они тоже автономно подлетают к станции на расстояние 10–15 метров, затем захватываются манипулятором и стыкуются к надирному узлу модуля Node-2. Соответственно, отстыковка идет в обратном порядке. На этом грузовике отсутствует система автоматической стыковки. Но разработчики компании Orbital Sciences пошли на это осознанно. Они целиком полагаются на автономное сближение по данным GPS. А затем экипаж производит ручную стыковку с помощью канадского манипулятора. Расстыковка этого коммерческого грузовика запланирована на 19 февраля.


— Американские партнеры заявили, что намерены продлить эксплуатацию МКС до 2024 года. С этим согласны и руководители Роскосмоса. А как вы, находясь на борту МКС, оцениваете состояние российского сегмента и всей станции в настоящий момент?
 

М. Тюрин: Думаю, что до 2024 года станция сможет продолжить свою деятельность как научная лаборатория. Но программа исследований космоса — понятие более сложное и комплексное.


— В перечне ваших работ появился пункт «Растения» — визуальный осмотр работоспособности аппаратуры «Термо-Лада». Это новое поколение прежней аппаратуры, с которой удалось поработать и Михаилу, и Олегу? Значит, скоро на МКС появятся растения?
 

О. Котов: От прежней «Лады» осталось одно название. «Растения» — это технический эксперимент. Мы проводим испытания аппаратуры, которая в дальнейшем будет использоваться при создании перспективных систем жизнеобеспечения космических экипажей. Прежде всего систем нагревания и термостатирования.
 

— Продолжим знакомство с медико-биологическими экспериментами на российском сегменте МКС. Олег, расскажите, пожалуйста, о том, что такое «Спланх», ведь его проводите вы.
 

О. Котов: Если коротко, то это новый эксперимент, который направлен на изучение особенности работы различных отделов желудочно-кишечного тракта и внутренних органов в невесомости, в том числе перемещения пищевого комка. Сейчас мы готовимся к его проведению, и на следующей неделе пройдет первая сессия исследований. Помимо этого, конечно, делается биохимический анализ крови и исследуются некоторые параметры.
 

— То, что в невесомости происходит перераспределение крови в организме, нарушение ориентации, потеря кальция и мышечной массы, известно. А как реагирует на нее желудочно-кишечный тракт? Какие предположения делают специалисты?
 

О. Котов: Гравитация влияет на весь организм человека. Специалисты считают, что, начиная с глотания, в невесомости все проходит несколько иначе, чем на Земле. Наша задача — узнать, как именно. Для науки это важно.
 

— Большое спасибо за интересную беседу. Желаю вам успехов и хорошего настроения! До следующей встречи! 
 

Екатерина Белоглазова