Большое предприятие — это в своем роде маленькое государство. В этом смысле НПО измерительной техники в Королёве, родившееся в 1946 году из лаборатории датчиков и измерительных систем знаменитого королёвского НИИ-88 и ставшее самостоятельным как НИИ измерительной техники в 1966-м, а в 1978-м превратившееся в одноименное НПО, ныне реально переживает вторую молодость. Во многом это заслуга генерального директора — главного конструктора объединения Владимира Юрьевича Артемьева, работающего в НПО ИТ с 1977 года и 6 последних лет руководящего им. 28 июня Владимир Юрьевич отмечает свое 60-летие.
— Владимир Юрьевич, чем живет сегодня ведущее российское предприятие по производству телеметрической и датчиковой аппаратуры для РКТ?
— Живем, как и все в нашей отрасли, упорным трудом и надеждой, — улыбается Владимир Артемьев. — Можно сказать, что наше объединение обрело ныне второе дыхание, значительно диверсифицировав свою деятельность и поменяв сам алгоритм работы. Раньше мы лишь разрабатывали новые приборы и аппаратуру, передавая результаты ОКРов на серийные заводы, в том числе входящие в наше объединение, на других территориях. После распада СССР эти заводы оказались в иных государствах, в том числе на Украине. Мы поставили и решили задачу вернуть это производство (телеметрическая аппаратура и датчики) на нашу площадку, в город Королёв. Получается, что мы как будто предугадали тот негативный сценарий событий, который развернулся на Украине в этом году.
Из небольшого опытно-производственного цеха мы создали собственный экспериментальный завод «Импульс», способный производить серийную продукцию. В итоге за последние 5 лет на нашем предприятии в 2,3 раза увеличился объем выполняемых работ, соответственно, вдвое выросла и зарплата; к нам пошла молодежь. Мы действительно стали монополистами в России по многим видам датчиков (температуры, вибрации). Заказов на производство у нас сейчас на 2 года вперед, поэтому мы чувствуем себя уверенно. В рамках программы технического перевооружения при поддержке Роскосмоса была закуплена целая линия передовых станков с ЧПУ, оборудованы современные рабочие места. В прошлом году был создан за свой счет цех антенных систем, которого не было и в советское время. Уже пятый год мы получаем из госбюджета целевые средства на техническое перевооружение и реконструкцию производства. В обмен на часть акций объединения государством в 2010 году были выделены первые деньги из программы целевого финансирования, принятой в ценах 2009 года в размере 560 млн рублей до 2015 года. Всего же в техническое перевооружение объединения из средств госбюджета запланировано вложить более 2 млрд рублей.
— Известно, что «нииитовские» датчики, а также телеметрические системы «Скут», «Пирит» передавали телеметрию со всех отечественных ракет и за все это время к ним практически не было никаких нареканий. Также и наземная приемно-регистрирующая аппаратура «Опал», «Вектор», антенные комплексы отрабатывают пуски, что называется, без «сучка и задоринки». Эта надежность была по достоинству оценена и зарубежными партнерами, и «земными» отраслями?
— Да, наши датчики, например, обеспечивают контроль за работой лучшего в своем классе двигателя РД‑180 производства НПО «Энергомаш», который стоит на первой ступени американской ракеты «Атлас-5». А на полигоне Куру во Французской Гвиане по программе «Союз на Куру» работает наша система приема и обработки всей информации, поступающей от ракеты в период подготовки к пуску и во время полета. Нашу аппаратуру предлагается в полной мере задействовать после вступления в строй космодрома Восточный.
Что касается «земных» отраслей, то наши приборы контроля функционирования турбогенератора установлены на десятках крупных электростанций, в том числе на Сургутской ГРЭС — одной из крупнейших в Евразии. На этой электростанции благодаря нашему прибору были предотвращены аварии уровня Саяно-Шушенской. Эта продукция ОАО «НПО ИТ» рекомендована для установки на всех электростанциях Российской Федерации.
Немало аварий предотвращено нашими системами контроля также на нефте- и газоперекачивающих станциях. А еще мы участвуем в работе над президентским проектом по созданию системы мониторинга особо опасных и сложных объектов.
В перспективе мы можем распространить свои разработки на атомную, металлургическую, химическую отрасли промышленности. Уход от узкоотраслевой зависимости позволяет обеспечивать устойчивость предприятия. Предприятие очень серьезно готовится к возможным нюансам конъюнктуры спроса-предложения. Мы диверсифицировали бюджет: госзаказ занимает всего 40 %. Остальное — заказы по международным космическим контрактам, от российских компаний из ТЭКа и других хозяйственных областей. В такой диверсификации мы видим залог успешного будущего объединения.
— А какие «профильные» разработки последних лет ОАО «НПО ИТ» вы можете назвать «системными» с точки зрения его будущего? Как сейчас модно говорить, что является вашей «фишкой»?
— У нас сегодня идет разработка и новой бортовой телеметрической аппаратуры, и новой наземной станции, и новых антенных комплексов. Но я бы выделил две прорывные не только для нас, но и, возможно, для всей отрасли разработки. Одна из них для предприятия относительно нова, а другая — абсолютно нова. Речь идет о мобильных измерительных пунктах (МИП) и бесплатформенных инерциальных навигационных системах на базе оптоволоконных гироскопов. В мае месяце, в рамках контракта с Роскосмосом, завершено изготовление первого образца МИПа нового поколения. 4 июня планируется демонстрация данного комплекса представителям предприятий Роскосмоса, Минобороны, других отраслей, а также ВКО, РВСН. Это уже второй комплекс из серии мобильных измерительных средств. На первом — ПКТИ «Селена» — использовалась антенна параболического типа МАС‑3, сделанная нашими коллегами из ОКБ МЭИ. Для мобильного комплекса она неудобна тем, что требует большого количества ручных операций по сборке и разборке при переводе ее из транспортного положение в рабочее и обратно. В общем, для эксплуатации в северных широтах у нее были недостатки. В новой же версии МИПа мы стремились создать изделие «высокой степени заводской готовности» и разработали собственную антенну типа фазированной решетки, которая является элементом конструкции и переводится в рабочее положение путем автоматизированного подъема из специальной ниши несущего контейнера. Новый образец МИПА мы совсем недавно закончили, испытали и 4 июня планируем продемонстрировать представителям предприятий Роскосмоса, Минобороны, других отраслей, а также ВКО, РВСН. Это уже второе поколение мобильного измерительного пункта. На первом — ПКТИ «Селена» — стояла антенна-зеркало, сделанная нашими коллегами из ОКБ МЭИ. Она была неустойчива к морозам, ветрам, требовала демонтажа при перевозке. В целом для северных широт у нее были недостатки. В новой же версии МИПа мы разработали собственную фазированную антенную решетку, которая автоматически выдвигается из крыши, элементом конструкции которой является. При этом новый мобильный пункт снабжен гиростабилизацией — его можно поставить на корабль. Решение, найденное нашими разработчиками, — на уровне ноу-хау, впрочем, мы его пока не патентовали. Уже сегодня по МИПам заказчиками выступают космодром Байконур и космодром Восточный; есть заказы и от Министерства обороны.
Другая прорывная разработка ОАО «НПО ИТ», — бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС). Основаны они на волоконно-оптических гироскопах и прецизионных кварцевых акселерометрах, которые определяют угловые скорости и линейные ускорения. Эти данные через особый интерфейс передаются в центральный бортовой компьютер, который обрабатывает их и управляет летящим объектом. В этой разработке, которую объединение решилось самофинансировать как инициативный НИОКР, есть весьма оригинальные решения. Например, для повышения точностных характеристик применены предварительно откалиброванные чувствительные термодатчики, дающие цифровую «поправку на температуру». Эти и другие ноу-хау позволили сделать бесплатформенные инерциальные навигационные системы малогабаритными и надежными. Такой прибор уже хорошо зарекомендовал себя на КА «Фобос-грунт», несмотря на то, что полет аппарата, увы, оказался слишком коротким. Теперь НПО им. Лавочкина планирует использовать наши системы в лунной и других программах. Активно интересуется нашими приборами ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ), другие предприятия, работающие на Минобороны и Росатом, в частности для установки на беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Число заказчиков уже приближается к десятку, и интерес продолжает расти. Мы, что называется, «попали в десятку». Если подтвердится даже часть предварительных заказов, то в ближайшие годы эти системы будут выпускаться сотнями штук в год и перекроют по финансовым объемам все, что мы делаем сегодня.
— Пытаетесь ли вы как-то «примериться» к будущей замене нашей основной тяжелой ракеты-носителя «Протон» на разрабатываемую ныне «Ангару»?
— Как я понимаю, речь идет не о ближней перспективе, но, разумеется, нам приходится об этом думать сегодня, чтобы потом не лишиться заказов на бортовую телеметрию. В этом контексте мы вошли в кооперацию с ОКБ МЭИ — нашими надежными партнерами по корпорации РКС. У них сильные разработчики, но нет собственного производства. Поэтому мы заранее договорились производить совместно разработанный комплекс телеметрии для «Ангары» на нашем заводе. Отдельные блоки мы уже делаем сегодня. В этом году намечены квалификационные испытания для представителей Роскосмоса, Минобороны, призванные доказать, что наш альянс оптимален для этой задачи.
— Насколько серьезно могут ударить объявленные западные санкции по вашему объединению? Насколько обостряют они задачу скорейшего импортозамещения электронных компонентов в ракетно-космической технике?
— Если существенно сократится число заказов по запуску иностранных космических аппаратов, это весьма заметно может сказаться на бюджете, скажем, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Ну а дальше — аукнется на его подрядчиках, таких как мы. Но системной бюджетной проблемой сегодня для нас это уже не станет. Если 2 года назад заказы от Центра Хруничева наполняли почти половину бюджета ОАО «НПО ИТ», то в этом году за счет диверсификации работ по другим направлениям мы снизим эту зависимость примерно до 35 %. И она будет снижаться далее благодаря расширению нашего спектра деятельности. Поскольку контракты по международным пускам подписываются на несколько лет вперед, то никакого экстремального бюджетного обвала не будет. Что же касается импортозамещения, то мы такую задачу последовательно решаем уже несколько лет. В наших традиционных изделиях, таких как «Скут» и «Пирит», уже практически нет зарубежной элементной базы — даже украинской.
Несколько лет назад мы думали развивать в объединении собственное производство широкой линейки современной микроэлектронной базы. Но вынуждены были пока отказаться от этих планов. Чтобы выпускать такие интегрированные вещи, как ЦАПы, АЦП, процессоры, нужны новые современные линии. Потребовались бы немалые инвестиции в строительство отдельного производственного корпуса. Тогда у нас таких средств не было, а сегодня мы сделали упор на новые разработки, развитие нашего завода, на автоматизацию и модернизацию рабочих мест конструкторов и сборщиков.
Да, мы могли бы сегодня делать некоторые новые компоненты на старых 3-микронных технологиях, но эта ниша более органично осваивается другими отечественными предприятиями. А некоторые из них шагнули гораздо дальше. Электронщики в Зеленограде, Воронеже, Нижнем Новгороде за эти несколько лет выполнили ряд интересных работ в области микросхем, на том уровне, которого нам сегодня не достичь.
Тем не менее, согласно принятой программе развития ОАО «НПО ИТ», наши специалисты нарабатывают новые технологии для создания радиационно-стойких электронных элементов для атомной промышленности. Одна из перспективных и непростых разработок — система контроля за расстоянием между урановыми стержнями и стенками реактора АЭС. Если дело пойдет, заказы могут быть крупными.
— Каковы перспективы международной коммерции предприятия?
— К нам обращаются многие зарубежные заказчики — за партиями датчиков, в которых мы сильны. Но это, если честно, не очень финансово заметно для предприятия: слишком мелкие, штучные заказы. Мы собираемся развернуть широкую рекламную кампанию за рубежом, чтобы обрести более системных, мощных заказчиков. В основном собираемся ориентироваться на Юго-Восточную Азию: Корею, Индию, Китай. С учетом того, насколько масштабно Россия сейчас разворачивается в сторону Поднебесной, при мощной космической программе КНР перспективы открываются весьма обнадеживающие. Главное — «не зевать»!
— Современная парадигма высокотехнологичного производства-бизнеса требует существенных поправок в традиционный «инерционный» менеджмент, который, что греха таить, часто еще господствует, особенно на крупных предприятиях отрасли…
— Мы хорошо понимаем это, поэтому параллельно расширению фронта работ дали в прошлом году старт очень серьезной работе по сквозной автоматизации и реинжинирингу всех процессов в ОАО «НПО ИТ». При растущих объемах НИОКРов и производства отсутствие автоматизации начало уже заметно тормозить работу объединения. Поэтому за несколько ближайших лет мы наметили выйти на принципиально новый организационный и управленческий уровень.
— С высоких трибун объявлялось, что в связи с событиями на Украине, грозящими полным развалом украинской оборонной промышленности, предприятия российского ВПК с радостью примут на работу квалифицированных украинских специалистов. А ваше объединение готово к такому обороту?
— Вопрос интересный, конечно. У нас предприятие режимное, и оформление иностранных граждан вряд ли возможно. Хотя мы и разделили «особо режимную» и обычную производственные зоны. Другое дело, если заработает закон об облегченном получении российского гражданства, утвержденный Президентом РФ, и государство наше выработает какие-то квоты на специалистов. Скажу честно, мы об этом пока прицельно не думали. Надо подождать и посмотреть, что будет происходить с Юго-Востоком и с Украиной в целом.
— А чем собираетесь отечественную молодежь на предприятие привлекать?
— Сегодня в нашем объединении работают около трети молодых специалистов до 35 лет, что для космической отрасли совсем неплохо. Зарплаты у нас — по городу — одни из самых высоких. Но мы прекрасно понимаем, что пока они все равно существенно ниже, чем хотят получать квалифицированные молодые специалисты. Для омоложения кадров исключительно важна способность предприятия предоставить недорогое жилье. И мы в этом направлении сделали год назад кардинальный шаг.
Было принято решение построить ведомственные многоэтажки, не привлекая денег работников объединения, нуждающихся в жилье. Со строительной организацией мы расплатимся квартирами в новых домах, а нашим сотрудникам эти квартиры достанутся практически по себестоимости. Сейчас мы на завершающей стадии таких договоренностей со строителями. Руководство города полностью пошло нам навстречу: участок под строительство уже закреплен за нашим предприятием. Второй участок земли ОАО «НПО ИТ» на пару с нашими королёвскими коллегами из КБхиммаш им. А. М. Исаева передал на определенных условиях местный бизнесмен. Прирезать еще один участок мы планируем благодаря активной поддержке областного губернатора А. Ю. Воробьева. В этом году все юридические вопросы по земле должны быть сняты и может уже начаться строительство.
— Владимир Юрьевич, пользуясь случаем, поздравляем вас с наступающим 60-летним юбилеем. Что он для вас значит?
— Он значит то, что я, как и предприятие, с которым я давно связал жизнь, полон творческих замыслов. Буду рад увидеть на юбилее всех своих друзей и коллег. Так же как и на полувековом юбилее ОАО «НПО ИТ», который произойдет в 2016 году. Уверен, что у нашего предприятия впереди еще много славных страниц!