Сентябрь
2014
На орбитеЖаркое лето на МКС6
ФорумХроники Ассамблеи10
Как это былоЛазерный луч в женских руках ...»16
Инновации«Разумные решения» СГАУ22
ТехнологииМобильная телеметрия в поле и на море26
ПроектыТайна высокой энергии32
Россия — КазахстанЭто наша с тобой биография…46
Есть проблемаГод до забвения50
СменаНад Артеком — флаг Роскосмоса52
Страницы историиКрымский адрес Королёва ...»54
ГипотезыНаш мир пронизан эфиром?56

Архив журнала

Крымский адрес Королёва

Когда в начале 1960-х годов Сергей Павлович Королёв выбирал место для испытаний космической техники и водных тренировок будущих космонавтов, наряду с прочими площадками он изучал и район Феодосии. О крымских командировках Сергея Павловича практически никто из его биографов не упоминает. Сегодня «РК» приоткрывает завесу тайны этого периода жизни великого конструктора.

Виктор Таран

Удаленность от крупных населенных пунктов, относительная малонаселенность этих мест, видимо, и определили выбор будущей базы. Вместе с тем к тому времени город, по сути дела, уже был многопрофильным испытательным центром. Там располагалось множество филиалов различных НИИ и предприятий ВПК, регулярно проводили испытания авиационной техники КБ О. К. Антонова, вертолетные заводы М. Л. Миля и Н. И. Камова, московский ЗИЛ, ЛИИ им. М. М. Громова и другие предприятия и КБ.

И вот начиная с весны 1962 года в пригороде Феодосии Приморском начались тренировки будущих космонавтов, а через несколько лет в феодосийской бухте — морские испытания спускаемых аппаратов космических кораблей серии «Союз». Испытывали на феодосийском мысе Чауда и аппараты, которые должны были отправиться к Луне, Марсу, Венере.

…Как-то в музее Приморского мне попался неизвестный фотоснимок — С. П. Королёв рядом с каким-то космическим аппаратом. Я предположил, что фотография относится ко второй половине 1962 года, когда велись работы по отправке в сторону Марса первой АМС, или к первой четверти 1964 года, когда готовились к запуску АМС на Венеру. Кроме этой фотографии, в музее, к сожалению, нет других материалов и документов, подтверждающих пребывание Королёва в этих местах. Вообще, о поездках С. П. Королёва в Феодосию не упоминает практически никто из исследователей. Но не потому, что историки отечественной космонавтики невнимательно работали. В те годы в силу известных причин нельзя было делать записи даже «для себя». Приказы о командировках в ту же Феодосию, к сожалению, не сохранились.

Перед поездкой в Феодосию я вновь пересмотрел литературу, посвященную жизни и деятельности С. П. Королёва, и не нашел никаких упоминаний о его регулярных поездках в этот город. Среди многочисленных записей жены, Нины Ивановны, только в одной говорится об этом месте: «26–27 июня — Феодосия», и относится она к 1961 году. Цель поездки, увы, пока неизвестна.

Я. К. Голованов в своей книге ссылается на письмо Королёва, адресованное Нине Ивановне и отправленное с Байконура 25 сентября 1965 года. В нем говорится: «Нам предстоит еще два этапа предварительных — один здесь числа 28–29-го IX и затем в Ф. 1–2/ Х». Несомненно, «Ф» — это Феодосия, которую и собирался посетить Сергей Павлович. Там должны были проводить испытания усовершенствованной системы мягкой посадки спускаемого аппарата (СА) космического корабля «Союз». Не исключено, что на мысе Чауда могли испытывать роторную систему посадки СА, которая по техническому заданию ОКБ-1 разрабатывало ОКБ М. Л. Миля. Но это лишь предположение. Хотя об этом сообщает Г. С. Ветров в своем капитальном труде «Свет и тени в истории космонавтики». Вот, собственно, и вся информация о пребывании Сергея Павловича в Феодосии. Подчеркну: это не официальные документы, а свидетельства, полученные от частных лиц.

В Феодосии мне очень помог Александр Николаевич Анищенко, директор музея в Приморском. Именно он предложил мне сфотографировать выходящие на улицу окна квартиры на втором этаже и подъезд во дворе П-образного дома недалеко от феодосийского вокзала. А на первом этаже жила его мама, Ирина Михайловна Анищенко, которая и поведала о том, как она несколько раз встречала во дворе и в подъезде С. П. Королёва. Ее муж — Н. П. Анищенко — служил в 3-м управлении, в том самом отделе спасения и, не исключено, мог встречаться там с Сергеем Павловичем.

О том, что в Феодосии есть дом, в котором жил Главный конструктор во время командировок, до недавнего времени мало кто знал. Спасибо местным краеведам-энтузиастам, которые по крупицам смогли собрать воспоминания ветеранов–сотрудников 3-го управления и жителей дома. Тех, кто знают и помнят об этом, осталось совсем мало.

Дом построили в начале 1963 года для работников 3-го управления. В то время он так и назывался — «дом авиаторов». Да и сегодня нет-нет да и услышишь это название в разговорах. Одна из его квартир была служебной и предназначалась для тех, кто приезжал в Феодосию из столицы в командировки. Одним из них был и Сергей Павлович Королёв. Найти тому какие-либо документальные подтверждения, к сожалению, не удалось. Причины все те же. Тем дороже и ценнее воспоминания тех, кто видел Королёва и может об этом рассказать.

Ирина Михайловна говорит, что Сергей Павлович, как правило, заходил в дом стремительно. Поднимался на второй этаж, никого не замечая вокруг. А она прижималась к стене на узкой площадке подъезда, уступая ему дорогу. После ее эмоционального рассказа Александр Николаевич Анищенко предложил подняться к нынешнему обитателю той самой 88-й квартиры на втором этаже. На звонок дверь открыл хозяин, пригласил нас войти. Обычная двухкомнатная квартира в хрущевской пятиэтажке. Два маленьких балкончика: один выходит во двор, другой — на улицу. Небольшая — двоим не повернуться — прихожая, такая же кухонька… А вода, как и в то время, подается с перебоями.

Да и обстановка служебной квартиры тогда ничем не отличалась от обычных. Никаких «изысков» — ковров, люстр, мебельных стенок, ничего лишнего. Обстановка почти спартанская: самая необходимая мебель — стол, несколько стульев, кровать, одним словом, все, как у соседей по дому. Завтрак и ужин Королёв готовил, видимо, сам, покупая продукты на рынке, который находился неподалеку. Ирина Михайловна несколько раз видела выходящего из машины Королёва с немудреной рыночной снедью в авоське. В этом доме по служебным делам его иногда навещали по вечерам работники 3-го управления. Бывали здесь и космонавты, но кто именно и когда, она, к сожалению, не помнит.

В завершение остается сказать, что летом 2013 года на стене дома № 18 по улице Земской (раньше — Карла Либкнехта) торжественно открыли мемориальную доску в память о пребывании С. П. Королёва в Феодосии.