О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ...
— Важным событием прошлого года считаю первый за долгие годы запуск новой ракеты-носителя «Союз-2.1в». Это уникальная ракета легкого класса, которая нужна сейчас, когда растет спрос на запуск небольших спутников. Не все легко далось при подготовке к ее запуску, он несколько раз откладывался, поскольку мы подходили ко всем операциям очень педантично. В результате мы получили новую ракету легкого класса с блоком выведения «Волга».
Если взять наши запуски за прошлый год, включая запуски с космодрома Куру во Французской Гвиане, то всего мы вывели на орбиту 79 космических аппаратов — по этому показателю Россия остается на первом месте в мире.
О КОСМОДРОМЕ ВОСТОЧНЫЙ...
— Сказать о том, что отставание в строительстве преодолено, нельзя. Но мы работаем вместе со Спецстроем над тем, чтобы наверстать упущенное время.
Первый стартовый стол космодрома Восточный планируется к сдаче в 2015 году, чтобы в конце года мы смогли осуществить пуск ракеты-носителя «Союз-2». Первая ракета-носитель, которая стартует с космодрома Восточный, выведет в околоземное пространство спутник, отчасти собранный руками молодежи, – это спутник «Ломоносов».
О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ...
— МКС — это один из современных приоритетных проектов в сфере космических исследований. В ситуации с МКС мы независимы, и ее жизнь зависит от нас больше, чем от кого бы то ни было. МКС находится в абсолютно удовлетворительном техническом состоянии, и говорить о каких-то технических угрозах для станции нет оснований. Американские коллеги уже предлагают обсудить вопрос о продлении ее эксплуатации до 2024 года. Мы анализируем, насколько это будет актуально с учетом нашей программы исследований дальнего космоса, над которой мы сейчас работаем.
О КАЧЕСТВЕ...
— Изучение космоса всегда было связано с риском. Мы ведем серьезную работу, чтобы эти риски минимизировать. Статистика наших запусков и запусков других стран показывает, что надежность наших носителей выше. Но смотреть спокойно на ошибки мы не можем, каждый неудачный запуск — это большие потери.
Чтобы это не повторялось в будущем, мы провели колоссальную работу, глубоко все проанализировали. Предпринятые шаги должны кардинально повысить качество производства — от подготовки персонала и культуры производства до технологических процессов. Эта работа будет вестись постоянно.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ...
— Мы самодостаточное государство. Да, мы выступаем за сотрудничество и в этом сотрудничестве ищем и свою выгоду, и даем выгоду нашим партнерам в решении их задач. В беседе с руководителем одной из западных компаний на его предложение покупать у его корпорации конечный продукт я ответил, что покупать просто конечный продукт, без вовлечения в его производство наших предприятий, мы не будем. Мы способны самостоятельно выполнить любую задачу.
…Мы готовы сотрудничать и в рамках создания совместных предприятий, передачи технологий и производства на нашей территории с выгодой для нас и наших партнеров. Главное, чтобы это сотрудничество было взаимовыгодным, а не использовалось как инструмент давления друг на друга. Космическая отрасль всегда старалась сохранять политический нейтралитет.
…Работы в рамках сотрудничества с зарубежными партнерами по научному исследованию космоса продолжаются.
…Недавно я обсуждал проект «ЭкзоМарс» с руководством ESA и руководством французской космической администрации. Речь шла о том, что мы намерены уложиться в запланированные сроки первого (2016 год) и второго (2018 год) этапов по запуску этой экспедиции на Марс.
О КОНКУРЕНЦИИ...
— Если говорить о России, то пусть конкуренты нас боятся. Мы работаем и над тем, чтобы наши решения были конкурентоспособными, в том числе и по стоимости. Это непростая, но вполне осуществимая задача.
…Какой спутник должна купить «Космическая связь» — производства компании Astrium SAS или отечественный, производства ИСС имени академика М. Ф. Решетнёва? Спор двух предприятий — это, наверное, нормально. Но, исходя из реалий сегодняшнего дня и перспективы, мы выступаем за то, чтобы продукт изготавливался на нашем предприятии, на нашей территории, — и мы способны это делать.
ИСС производит высокотехнологичные спутники. Западные партнеры — тоже. Сравнивать их по качеству или по сроку активного существования на орбите непросто. Однозначно упор будем делать на загрузку российских предприятий.
О ЛУННОЙ ПРОГРАММЕ...
— Работы по созданию станции на Луне велись еще в советское время, и мы их продолжаем, но уже на другом уровне. Мы сейчас ведем эти работы с РАН, в первую очередь с Институтом космических исследований.
…Очень плотно мы работаем и с Курчатовским институтом по вопросу создания как стационарных ядерных энергетических установок, так и ядерных энергодвигательных установок для полетов в дальний космос. Однако это перспектива не ближайшего будущего.
Что касается нашей лунной программы, то, в частности, НПО имени С. А. Лавочкина работает над космическим аппаратом «Луна-24» по графику. С учетом формирования нашей перспективной программы мы нагружаем это предприятие и новыми заказами. Самое главное — что там есть высококлассные специалисты и желание работать. Также там идет большая работа над научной обсерваторией «Спектр-РГ».
О НОВОЙ ТЕХНИКЕ...
— Тяжелая ракета необходима, чтобы лететь к Марсу, Луне, астероидам, чтобы строить обитаемые лунные базы. Это очень значимая проблема. Перспективами межпланетных экспедиций озабочено все человечество.
У нас в октябре 2013 года была создана рабочая группа, куда вошли генеральные конструкторы, научные институты, учреждения РАН. Она рассмотрела несколько вариантов создания такой ракеты. Свои предложения внесли и РКК «Энергия», и ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, и РКЦ «Прогресс», и ГРЦ имени академика В. П. Макеева. Сейчас главное — выбрать самое разумное предложение.
О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ...
— Создание базовой кафедры «Прикладная экономика» в РУДН позволило в 2013 году подготовить 26 специалистов для космической отрасли. За трехлетнюю историю существования кафедры РУДН подготовил 14 специалистов высшей категории, 12 кандидатов и двух докторов наук. В этом году будет выпуск по двум новым направлениям. Результат существенный, и этот темп надо не только сохранять, но и развивать дальше.
Космическая отрасль стоит на пороге серьезных структурных перемен, в ходе которых необходимо открытое обсуждение с научными кругами: Академией наук, научными институтами РАН, ведущими вузами страны, всеми заинтересованными организациями. Полагаю, что уже сейчас на основе имеющегося задела необходимо ставить на ближайшие 10–15 лет и далее большую стратегическую задачу, которая подразумевает под собой и подготовку кадров и даст новый толчок развитию, как науки, так и космической техники в целом.