СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

15.02.2015

КАК ПРОВОЖАЮТ… КОСМИЧЕСКИЕ ГРУЗОВИКИ

Этот сеанс переговоров с российскими космонавтами оставался под вопросом до последнего дня. Все зависело от того, состоится ли расстыковка европейского грузового корабля или придется ее переносить на другой день. К счастью, все прошло штатно. В это время на станции работал экипаж 42-й экспедиции — командир Барри Уилмор и Терри Вёртс (NASA), Александр Самокутяев, Елена Серова и Антон Шкаплеров (Роскосмос), а также Саманта Кристофоретти (ESA, Италия). Но уже 12 марта «Цефеи» закончат свою космическую вахту и вернутся на Землю, а их оставшиеся товарищи станут членами 43-й экспедиции под командой Терри Вёртса. В конце марта к ним на корабле «Союз ТМА-16М» прилетят Геннадий Падалка, Михаил Корниенко (космонавты Роскосмоса) и Скотт Келли (представитель NASA). И тогда экипаж МКС-43/44 будет в полном составе. Читатели уже знают, что Михаил и Скотт проведут на борту Международной космической станции целый год.

 

 

 

— Добрый вечер, Лена, Саша и Антон! В эти дни МКС стала настоящим международным космопортом. 10 февраля от модуля «Гармония» отошел американский грузовик Dragon. Что на нем отправили на Землю?


А. Самокутяев: Dragon — грузовой корабль наших американских коллег. Этим все сказано. В подготовке к его расстыковке принимали участие исключительно наши коллеги. А мы только наблюдали за ним в иллюминаторы и фотографировали. Напомню, что этот корабль прибыл к станции 12 января. Он доставил различные грузы и оборудование. Обратно на Землю отправили почти 2 тонны… В основном результаты исследований, а также научные объекты, созданные с помощью технологии 3D-печати. Вечером 10 февраля Барри Уилмор и Саманта Кристофоретти отстыковали корабль от модуля «Гармония» с помощью манипулятора. Приятно, что Dragon благополучно вернулся на Землю и его выловили в Тихом океане.


— Спасибо за разъяснение. 14 февраля от МКС отчалил европейский грузовик ATV-5 «Жорж Леметр», заполненный отходами и отработанным оборудованием. Перед его стыковкой еще в августе европейские специалисты из ЦУПа проверяли новые датчики системы сближения для проектирования и производства следующего корабля. А при расстыковке тоже проводились какие-то маневры и исследования? Как вообще она проходила?


А. Самокутяев: И для меня, и для Антона это уже второй европейский корабль, прибывший на МКС. Но в этот раз мне пришлось непосредственно сидеть за пультом и контролировать сам процесс расстыковки в рамках бортовой документации. Схему расстыковки составляли наши европейские коллеги. Мы с Самантой ее успешно провели, хотя были небольшие отклонения от циклограммы, причем при дефиците времени. Мы даже не успевали получить указания от ЦУПа по поводу не совсем штатной работы тех датчиков, о которых вы говорите. Потому что цепочка передачи информации довольно длинная: сначала она поступает в Москву, из Москвы в Тулузу, оттуда снова вМоскву, а потом уже к нам на борт. Такая у них схема общения по кораблю ATV. Тем не менее европейские специалисты приобрели большой опыт эксплуатации кораблей этого типа. И на каждом новом корабле, а это был пятый, они ставили и использовали различную аппаратуру, которая поможет им при создании перспективного корабля. Изначально речь шла о том, что на какой-то стадии корабль ATV станет пилотируемым и возвращаемым.
После ухода ATV-5 очень непривычно выглядит закрытый люк, ведь этот корабль более 5 месяцев находился в составе станции, и мы уже привыкли к тому, что он есть. Но вскоре на это место станет наш «Прогресс М-26М».


— А вы знаете, что он привезет? Будут ли там продукты или вещи по вашим заказам и аппаратура для научных исследований? Или это интересует только Антона, ведь вы скоро улетите?


А. Шкаплеров: Как всегда, этот грузовик доставит на МКС воду, топливо, продукты питания, в том числе свежие фрукты — яблоки, грейпфруты и апельсины, одежду, а также посылки от наших семей. И естественно, много научной аппаратуры для продолжения экспериментов на станции. А еще мы попросили прислать побольше репчатого лука, горчицы и майонеза.


— До окончания 42-й экспедиции осталось меньше месяца. Все ли вы успели сделать? Получили ли вы удовольствие от работы на станции?
 

Е. Серова: Конечно, мы с Сашей помним, что наша работа подходит к концу и скоро придется возвращаться домой. Мы уже начали подготовку к спуску. У нас каждый день она стоит в планах, причем не только по кораблю, но и по медицине. Ведь чтобы вернуться здоровыми, надо пройти ряд процедур, в том числе тренировки в «Чибисе». В этих вакуумных герметичных брюках создается отрицательное давление в нижней части тела, что хорошо готовит сердечно-сосудистую систему к новым условиям, к земной тяжести. Кроме того, мы больше времени уделяем занятиям на беговой дорожке и силовом тренажере.
Мы стараемся по-прежнему работать ровно, ни на что не отвлекаясь, потому что в оставшиеся 3 недели на станции нам предстоит выполнить очень много работ. Я закончила серию «Кулоновского кристалла», мы завершили эксперимент «Сфера-Образование» по получению новых полимеров, разработанных школьниками. Сначала мы провели его с Александром Михайловичем, а потом с Антоном.


— Пожалуйста, расскажите подробней о необычном эксперименте SPHERES — Zero Robotics.


Е. Серова: Это еще один эксперимент с похожим названием, но совершенно другой. Здесь сферы — это экспериментальные спутники. На станции проходили международные соревнования по их программированию. На этот раз в них впервые принимали участие школьники из России. Учащиеся московской гимназии № 1567 смогли переиграть многих сверстников из США, Европы и Мексики и выйти в финал!
Участники соревнований писали программы, в данном случае — движения сфер, которые должны с наименьшими затратами топлива сделать максимальное количество фотографий виртуального астероида и отправить эти снимки на Землю. Все эти команды оценивались специалистами, которые находились на Земле. Ребята следили за выполнением задач роботами по видеосвязи. У нас на борту тоже была специальная программа, которая запускала и контролировала сферы. В частности, я обеспечивала правильное удержание сфер в пространстве перед началом соревнований.


— То есть все происходило параллельно на Земле и на борту?


Е. Серова: Да, сами сферы физически находились у нас, на МКС. А программы, которые писали ребята, передавались на них с Земли, то есть управление шло с Земли.
 

— Лена и Саша, собираетесь ли вы, вернувшись на Землю, участвовать в эксперименте по сохранению навыков управляемого спуска и внекорабельной деятельности на поверхности «планеты»?
 

А. Самокутяев: Этот эксперимент довольно длительный и начинается еще до полета, я имею в виду первые пробы. У нас немного другая программа, наше участие в таком эксперименте не планировалось, но мы рассматриваем и этот вариант.
 

— До весны осталось совсем немного. Будут ли Лена и Саманта принимать 8 марта поздравления с Международным женским днем?
 

А. Самокутяев: Это зависит от того, как пройдет 23 февраля! (Смеется.)
 

А. Шкаплеров: Конечно, мы готовимся к этому празднику. И ждем грузовик, который нам кое-что привезет для наших женщин. Так что у нас будет все как на Земле. Пользуясь возможностью, наш экипаж поздравляет с этим замечательным весенним праздником и всех женщин. Желаем им любви, счастья, а главное — мирного неба над головой.
 

— Я тоже поздравляю вас со всеми праздниками — и мужским, и женским, и другими! К сожалению, сеанс подошел к концу. Большое спасибо и до свидания!


Беседовала Екатерина Белоглазова