СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

19.04.2015

ПОМНИ, МИР СПАСЕННЫЙ

Пилотируемый корабль «Союз ТМА-16М» с Геннадием Падалкой, Михаилом Корниенко и Скоттом Келли стартовал с космодрома Байконур 27 марта 2015 года в 22 часа 42 минуты по московскому времени. Через 8,5 часа он причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС. После открытия переходных люков между кораблем и станцией (в 6 часов 15 минут 28 марта) «Альтаиры» перешли на борт МКС. С этого момента начал работу экипаж 43/44-й длительной экспедиции: Антон Шкаплеров, Михаил Корниенко (космонавты Роскосмоса), Терри Вёртс (командир экипажа МКС-43) и Скотт Келли (астронавты NASA), а также Саманта Кристофоретти (астронавт ESA). Двое из них проведут на борту МКС около года, а точнее 340 суток.
 
 
— Здравствуйте, Антон, Геннадий и Михаил! За этот месяц произошло очень много разных событий. Но сначала хочу поздравить экипаж «Союза ТМА-16М» с прибытием на станцию и началом работы. Чем запомнились предстартовые дни и полет до МКС? 
 
Г. Падалка: Подготовка к старту прошла спокойно, гладко, в штатном режиме. Но зато и я, и Михаил впервые летели по короткой схеме. Честно говоря, мне она понравилась, потому что мы очень быстро оказались на станции, где тепло, светло, есть горячая пища. Может быть, длинная схема имеет смысл для периода острой адаптации, но мы с Михаилом отдаем предпочтение короткой схеме. 
 
— Несмотря на то, что в пути у вас не было времени отдохнуть?
 
Г. Падалка: Конечно, нам хотелось спать. Но одно дело — дома в теплой кровати под одеялом, то есть на станции, и другое — в палатке в лесу и под дождиком — в корабле. Поэтому лучше немножко потерпеть, но побыстрее добраться до «дома» и уже там отдохнуть и выспаться.
 
М. Корниенко: Я согласен с командиром относительно быстрой схемы. Лучше лететь 6 часов, тем более там есть небольшие перерывы минут по 20–30–40 для передышки, восстановления сил. А на станции нас уже ждал Антон со всякими яствами и горячим чаем. Скафандры на сушку, корабль на консервацию, поели и пошли спать. Прекрасно!
 
— Впервые ваш экипаж во время полета к станции использовал планшетный компьютер. Насколько это удобно?
 
Г. Падалка: Я не думаю, что в этом есть элемент новизны. Теперь даже дети начинают знакомиться с компьютером чуть ли не в детском саду. Конечно, бортдокументация в электронном виде гораздо удобней, чем на бумаге. Тем более когда работаешь в скафандре и перчатках. Не надо переворачивать страницы в поиске нужной информации, сразу попадаешь на нужный фрагмент бортдокументации, быстро находишь штатные и нештатные ситуации. Мы первыми этот способ опробовали и думаем, что последующие экипажи будут пользоваться планшетниками. Безусловно, бумажные копии бортдокументации останутся как резервный вариант. Космонавты уже давно работают с планшетниками на станции, а теперь смогут делать это и в корабле. 
 
— С небольшим опозданием поздравляю вас с Днем космонавтики, который совпал с Пасхой. В этот день я побывала в Звёздном городке. Там был настоящий день открытых дверей. И жители городка, и многочисленные гости могли увидеть Космоцентр, пролет самолета-лаборатории Ил-76 МДК, самолет УТИ МиГ-15, на котором тренировались Юрий Гагарин и другие члены первого отряда космонавтов. А как он прошел у вас?
 
А. Шкаплеров: Тоже замечательно! Утром нас «разбудил» руководитель полетами Владимир Соловьёв. Мы только проснулись и приступили к водным процедурам, когда он вышел на связь и сказал, что только что приехал с Красной площади, поздравил нас от себя и от ЦУПа. Оказывается, он два раза встречал
12 апреля в космосе — в 1984 и 1986 годах. Мы тоже поздравили его с праздником. Потом у нас состоялась приватная видеоконференция с семьями. На нее приехали в ЦУП отец Иов, настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке, и небольшой церковный хор. Затем была организована видеоконференция со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Вечером мы накрыли стол, собрались всем экипажем, читали поздравления, которые нам прислали по почте. В общем, день получился по-настоящему праздничным.
 
— Праздники на борту продолжаются. 15 апреля все поздравляли уже Михаила с двумя пятерками. Я присоединяюсь ко всем добрым словам, желаю ему всего самого доброго и удовольствия от полета. Михаил, как вы отпраздновали свое 55-летие?
 
М. Корниенко: Большое спасибо за поздравление. Это мой второй день рождения в космосе. Но тогда мне исполнилось 50 лет, а сейчас 55. Друзья собрались на Земле и просили им позвонить. А в это время нам с Геной пришлось срочно протестировать работу приводов солнечных батарей. Поэтому, к сожалению, я назначенный момент пропустил. Но потом мы, конечно, свое наверстали. Собрались всем экипажем и устроили пир, выложили всякие яства, порезали яблочки — они у нас еще оставались. Наши друзья подарили мне майку с надписью Don’t panic!, то есть «Без паники!» Она сейчас на мне, я ее надеваю по субботам и воскресеньям. 
Конечно, это мой самый замечательный день рождения. Потому что он в космосе, потому что это моя мечта. Хотя, конечно, бывает и трудно, и тяжело. Но у нас замечательный экипаж, и мы прекрасно провели этот день.
 
— Вчера к Международной космической станции прибыл грузовой корабль Dragon. И вы, конечно, наблюдали за его стыковкой. 
 
Г. Падалка: Процесс сближения и стягивания прошел штатно, гладко, хорошо. Захватом управляла Саманта. Это уже вторая женщина-астронавт, которая это делала. Первой произвела стыковку в ручном режиме с беспилотным кораблем, тогда японским HTV, Николь Стотт. И я должен сказать, что женщины работают очень четко, филигранно. Некоторые мужчины могут только позавидовать. 
 
— Я слышала, что вам прислали… кофеварку. Это значит, на станции можно будет почувствовать запах свежего кофе? А как она устроена?
 
Г. Падалка: Так как люки открыли только сегодня, то до кофеварки мы еще не добрались. Но с нетерпением ждем, когда сможем ее включить и попробовать первый космический кофе. 
 
— Тогда в следующий раз я попрошу вас рассказать, каков он на вкус. Как-то на станцию доставляли мороженое, а теперь кофе. Красота!
 
Г. Падалка: А нам и мороженое привезли.
 
— Вот здорово! Пора открывать космическое кафе. Антон, до конца вашей смены осталось меньше месяца. Вы уже начали подготовку к спуску? Что предстоит еще сделать?
 
А. Шкаплеров: Да, подготовка уже началась. График физкультуры изменился — это верная примета скорой посадки. Сейчас я дважды в день по 1–1,5 часа тренируюсь на беговой дорожке — до и после обеда. Говорить, что все сделано, пока рано. Наоборот, у нас в последние недели перед спуском начинается очень плотная работа. Я получил первичные радиограммы по загрузке нашего «Союза». Потому что буквально через 10 дней к нам прилетит новый грузовой корабль «Прогресс М-27М» и на нем очень много «науки» — экспериментов, которые требуют их скорейшего проведения и возвращения на Землю. Их нельзя хранить по полгода или несколько месяцев. Поэтому нам придется очень быстро достать срочные грузы, что-то заложить в холодильник, с какими-то экспериментами начать работать. А потом мне придется все это аккуратненько упаковать и привезти на Землю специалистам. Так что все впереди. И я чувствую, что с каждым днем размеренная привычная жизнь на станции начинает набирать обороты, по крайней мере у нашего экипажа. 
 
М. Корниенко: Уже сейчас почти каждый день мы записываем поздравления для мероприятий, посвященных Дню Победы. 9 Мая — самый главный наш праздник, и мы встретим его со Знаменем Победы на борту МКС. 
Пользуясь возможностью, наш экипаж поздравляет с этим великим праздником весь наш народ, всех читателей журнала, особенно ветеранов. Мы благодарим тех, кто спас мир от фашистской чумы и дал нам возможность жить, трудиться, летать в космос, строить нашу великую страну. Таких страшных войн не должно быть на нашей Земле. Она маленькая, и ее нужно беречь.
 
Г. Падалка: А я надеюсь, что наконец-то каждый ветеран получит квартиру. Уже столько лет им их обещают. 
 
М. Корниенко: Мы присоединяемся к словам Гены. Почти в каждой семье отцы, деды и прадеды воевали. И не все вернулись с войны. Мой двоюродный дед был летчиком, летал на Ла-5. 
 
— Антон, спасибо за то, что вы продолжаете на сайте Роскосмоса рассказывать о жизни на станции. Кому вы передадите эстафету? 
 
М. Корниенко: Что касается меня, то я буду снимать сюжеты для студии «Наука 2.0», которая намерена освещать наш годовой полет на канале «Вести-24». Для меня этого вполне достаточно. А блог, наверное, будет вести Геннадий Иванович. 
 
Г. Падалка: Вот так взял и на меня все свалил. Не обещаю!
 
— Ну хотя бы время от времени! Правда, это очень интересно и нужно, особенно для молодежи. Многие читают сообщения космонавтов, задают вопросы, благодарят, восхищаются. Скажите, видны ли из космоса страшные пожары в Восточной Сибири и Забайкалье? 
 
А. Шкаплеров: Конечно! Почти каждый день мы проводим такие наблюдения для эксперимента «Ураган», ведем фотосъемку районов Хакасии, Бурятии, Читинской и Иркутской областей и сбрасываем снимки на Землю, чтобы было понятно, куда эти пожары распространяются в зависимости от ветра и других природных явлений. 
Эти пожары можно сравнить с дымом от извержений вулканов. Таких источников много, они идут полосами. Отсюда, из космоса, трудно определить их размеры. Но у нас есть Интернет, нам присылают новости, и мы в курсе того, что творится в этих районах. 
 
Г. Падалка: Мне кажется, это не тема для обсуждений. Потому что эти пожары происходят практически ежегодно. И причиной является в основном человеческий фактор. Поражает степень разгильдяйства. Поэтому нужно разбираться внизу. 
Мы работаем по эксперименту «Ураган». Его цель — отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф. Наши фотографии приходят в Институт географии РАН, где работает очень хороший специалист Лев Васильевич Десин, ведущий научный сотрудник, начальник лаборатории дистанционного зондирования Земли. Сейчас практически весь район Забайкалья, Хакасии — это сплошная широкая полоса дыма, очагов фактически не видно. Хотя многие пожары уже потушены, дым продолжает распространяться. 
 
— К сожалению, мое время истекло. Большое спасибо! Желаю всего самого хорошего. До следующей встречи!
 
Беседовала Екатерина Белоглазова