15.05.2015
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» ПОТРЯС ЭКИПАЖ
14 мая Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти и Терри Вёртс собирались вернуться на Землю. На смену им 26 мая к МКС готовился полететь новый экипаж: космонавт Роскосмоса Олег Кононенко, астронавт Японского агентства аэрокосмических исследований Кимия Юи и астронавт NASA Челл Линдгрен. Но аварийный запуск грузового корабля «Прогресс М-27М» 28 апреля стал причиной целого ряда изменений в программе полета МКС. Для тщательного расследования причин гибели грузовика потребуется время. В целях обеспечения безопасности старт «Союза» с новым экипажем перенесен на конец июля, а возвращение задержавшейся на орбите команды произойдет в начале июня. До этого времени на МКС продолжит работу экипаж МКС-43: трое россиян — Геннадий Падалка, Антон Шкаплеров и Михаил Корниенко, представитель ESA Саманта Кристофоретти и американцы Терри Вёртс и Скотт Келли. Нашему корреспонденту было о чем поговорить с российскими космонавтами.

— Здравствуйте, Геннадий, Антон и Михаил! Прежде всего поздравляю вас с прошедшим праздником — 70-летием Победы. В этом году он получился особенным. А как ваш международный экипаж отметил 9 мая?
А. Шкаплеров: Этот день у нас прошел хорошо, празднично. Накануне мы получили много поздравлений, а вечером собрались вместе с нашими коллегами за ужином. Поставили фильм «В бой идут одни старики» и вспоминали наших дедов и прадедов, которые добывали эту Победу своими руками и отдавали за нее свои жизни.
Г. Падалка: У нас ограниченный доступ к Интернету. Поэтому, когда появилась возможность, мы включили трансляцию с Красной площади и посмотрели парад. Меня как человека военного он не впечатлил. Больше потрясла акция «Бессмертный полк». Она прошла впервые и, как сказал президент, вышла из народа, а не из кабинетов чиновников. Если бы мы были на Земле, обязательно бы в ней поучаствовали и прошли по Красной площади. Это нечто новое и очень трогательное.
— Огромное спасибо за фотографию со Знаменем Победы, которую вы выложили в своем блоге 9 мая. Потому что некоторые злопыхатели утверждали, что акция провалилась. Ведь корабль «Прогресс», который должен был доставить Знамя на МКС, сгорел. Пожалуйста, расскажите, как оно оказалось у вас.
Г. Падалка: Честно говоря, этой шумихой вокруг святыни, пусть даже ее копии, праздник был немного подпорчен. Зачем-то устроили ажиотаж с передачей Знамени для укладки в грузовик. И ваши коллеги-журналисты спрашивали меня на пресс-конференциях и после Межведомственной комиссии в Звёздном городке, и уже на Байконуре, везем ли мы с собой Знамя. Но я все время отмалчивался, потому что считал: сначала надо его привезти, а уже потом об этом говорить — есть такое неписаное правило. Так мы и сделали. Но неприятный осадок у нас, конечно, остался. Не надо было устраивать всю эту возню. Поэтому, если ваш журнал об этом напишет, будет неплохо.
— Будем считать это нашим «ответом Чемберлену».
Г. Падалка: С олимпийским факелом повезло, а со Знаменем — нет. Непонятное шоу вокруг него было совершенно не нужно. Пусть чиновники прочитают и будут более внимательны к таким вещам.
— Гибель «Прогресса» привела и к продлению полета «Астреев», и к переносу старта пилотируемого корабля с новыми членами экипажа. Зато у вас, Антон, появилась возможность еще полетать в космосе. Но грузовик должен был доставить на МКС 2,5 тонны груза, в том числе продукты и расходные материалы для систем жизнеобеспечения. До вас он так и не добрался, и теперь говорят, что космонавтам приходится экономить продукты. Так ли это? Хватает ли вам провианта?
А. Шкаплеров: Конечно, нам всего хватает. Бывает, что техника ломается, и на любом объекте, который находится «в автономе», всегда существуют запасы. Вот и у нас есть НЗ — неприкосновенный запас продуктов, вода, кислород, одежда и другие материалы, как раз на тот случай, если по каким-то причинам вовремя не придет грузовик. Чтобы не останавливать программу, в том числе научную, наш экипаж оставили тут на месяц. Потом прилетит наша смена, и жизнь на станции войдет в обычную колею. Мы ничего не экономим, нормально едим, спим, одеваемся — все нормально.
Г. Падалка: Надо сказать, что наши партнеры отнеслись к этой ситуации с пониманием. Именно они настояли на том, чтобы экипаж задержался на станции — тут очень много работы, и на американском сегменте остался бы один Скотт Келли. Так что для них это более актуально, чем для нас. Мы провели инвентаризацию одежды, рационов питания. Да, нам, конечно, пришлось воспользоваться НЗ — неприкосновенными запасами. По расчетам, еды должно без проблем хватить до конца июля.
М. Корниенко: Грузовики наших партнеров продолжают летать, тот же «Дрэгон». Его старт запланирован на середину июня. А в конце августа к нам придет японский грузовик. Так что жизнь на МКС не остановилась, и экипаж продолжает свою работу. Мы живем хорошо и в полном согласии, несмотря на некоторые сложности. В том, что мы их преодолеем, нет никаких сомнений. На борту порядок, все живы-здоровы, а это самое главное.
— Приятно слышать ваши уверенные и оптимистичные голоса! А сейчас — о другом. В Непале произошло сильное землетрясение, до сих пор продолжаются афтершоки, и ситуация по-прежнему очень тяжелая. Наблюдали ли вы этот район?
Г. Падалка: Как только в Непале началась эта природная катастрофа, мы получили целеуказания и довольно серьезно занимались его съемкой. К сожалению, над этим горным районом очень большая облачность, и на фотографиях мало что можно было рассмотреть. Мы «сбрасывали» их на Землю, чтобы специалисты смогли проанализировать снимки. На сегодняшний день такая задача пока не стоит. Но мы сами делаем расчеты и работаем с Антоном по этой программе.
— Один из ваших экспериментов связан с предупреждением таких стихийных бедствий. Я имею в виду «Сейсмопрогноз».
Г. Падалка: Действительно, этот эксперимент позволяет отработать методы мониторинга электромагнитных и плазменных предвестников землетрясений и других чрезвычайных ситуаций, а также техногенных катастроф с борта РС МКС. «Сейсмопрогноз» идет в автоматическом режиме, и мы постоянно передаем данные на Землю. А каковы результаты — об этом лучше спросить у специалистов.
— В эти дни московскому метро исполнилось 80 лет. По телевидению показывали ваше поздравление работников и ветеранов Метростроя. А я обратила внимание на ваши красные рубашки с номером экспедиции «МКС-43». Такая традиция существует давно?
Г. Падалка: 12 апреля у нас состоялся сеанс связи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Когда он увидел нас в красных «пасхальных» рубашках, то очень удивился и обрадовался. Так что мы надеваем их по случаю праздников.
А. Шкаплеров: На нашей одежде вышиты шевроны с номером и логотипом экспедиции. Сейчас идет 43-я, поэтому все официальные съемки и поздравления мы делаем с этим номером. А ребята, которые прилетят, будут носить уже одежду с номером МКС-44. Так у нас заведено давно.
— К сожалению, на сайте Роскосмоса и ЦНИИмаша информация о том, что происходит на борту МКС, о программе экспериментов на РС либо сильно устаревшая, либо вообще отсутствует. Антон, вы тоже после 9 мая ничего не писали. А очень хочется получать информацию из первых рук. Например, проводите ли вы «Плазменный кристалл» и «Кулоновский кристалл»?
Г. Падалка: Научная программа у нас очень обширная. Много медицинских экспериментов мы делаем с Мишей. Но он действует по своей программе и кое-что уже закончил. «Плазменный кристалл» пока еще не начинали. Елена Серова и Александр Самокутяев смонтировали аппаратуру «Плазменный кристалл-4» на штатное место в европейском модуле «Колумбус» и протестировали. Первый сеанс эксперимента запланирован на начало июня. Что касается «Кулоновского кристалла», то я выполнил уже шесть или семь серий, и работать было довольно интересно.
— В перечне ваших экспериментов есть «Кристаллизатор»…
Г. Падалка: Это технический эксперимент в интересах фундаментальных исследований и новых перспективных технологий. Он направлен на изучение процессов кристаллизации белков и получение монокристаллов белков и биокристаллических пленок. Результаты найдут применение в фундаментальной и прикладной биологии, медицине, фармакологии и микроэлектронике.
— Сегодня вечером на Чемпионате мира по хоккею встретятся сборные команды России и США. Вы будете смотреть этот матч?
Г. Падалка: Ждем его с нетерпением и собираемся болеть с нашими партнерами. Ведь мы должны отыграться за проигрыш по буллитам на Олимпиаде и в прошлой игре. Победа нам очень нужна!
— А на что вы будете спорить?
Г. Падалка: Как и на Чемпионате мира по футболу, на стрижку. Я буду парикмахером, и того человека, который болеет за проигравшую команду, я подстригу. И когда вы увидите лысого члена экипажа, поймете, за кого он болел.
— Большое спасибо! К сожалению, наше время истекло. Мне было очень приятно с вами встретиться и в том же составе. Желаю вам всего самого-самого доброго и не терять оптимизма. До свидания!
Беседовала Екатерина Белоглазова