СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

20.12.2015

СТЫКОВКА С СЮРПРИЗОМ

За 2 недели до Нового года на МКС в полном составе приступил к работе экипаж 46-й длительной экспедиции: космонавты Роскосмоса Сергей Волков, Михаил Корниенко и Юрий Маленченко, астронавты NASA Скотт Келли (командир МКС-46) и Тимоти Копра, а также представитель ESA британец Тимоти Пик. Несмотря на очень напряженный график работ, корреспонденту «Российского космоса» удалось поговорить с российскими космонавтами. А расспросить было о чем.

 

 

— Здравствуйте, дорогие Сергей, Михаил и Юрий! Одного сеанса в месяц очень мало, чтобы поговорить с вами обо всем, что интересует наших читателей. И сегодня у меня много вопросов, ведь почти каждый день на борту МКС происходит что-то интересное. Прежде всего поздравляю Юрия и весь экипаж его корабля с прибытием на станцию и началом работы! Расскажите, пожалуйста, как проходил последний этап подготовки к полету на космодроме и этот, уже шестой ваш старт?

 

Ю. Маленченко: Спасибо за поздравление! У нас уже все мероприятия, тренировки и занятия на Байконуре давно отработаны. Поэтому мы работали по циклограмме, которая очень хорошо готовит экипаж и приводит его в нужное состояние. Примерки в корабле тоже прошли замечательно. Коллектив специалистов работал очень слаженно и внимательно относился ко всем вопросам и просьбам экипажа. Очень удобно, что старт состоялся днем (в 14:03 по московскому времени), чего у меня давно не было. Поэтому мы встали утром, днем стартовали, а вечером уже долетели до МКС.

Меня перед полетом часто спрашивали: что нового для меня может быть в шестом полете? Я отвечал, что каждый полет приносит что-то новое, и как в воду глядел. Надо сказать, что я впервые летел по короткой схеме. И мне она очень понравилась тем, что это быстро и удобно. Эти четыре витка мы были заняты, потому что режимы идут один за другим. Но нам удавалось несколько раз подниматься в бытовой отсек, чтобы справиться с контролем проводимых операций по коррекции орбиты, с организацией движения.

 

— Сообщалось, что сближение и стыковку вашего корабля должна была обеспечивать автоматика. Но позже выяснилось, что произошел сбой при передаче данных о работе двигателей в бортовой компьютер корабля, и вам пришлось брать управление на себя. Как это произошло?

 

Ю. Маленченко: В этот раз мне пришлось впервые стыковаться в ручном режиме и в тени. Это было интересно и познавательно. Потому что одно дело отрабатывать такую стыковку на тренажерах, а другое — в реальной обстановке. Это случилось неожиданно. Мы уже подошли на расстояние 20 метров. Все шло нормально. Я внимательно следил за работой систем. И вдруг появились небольшие колебания по тангажу. Надо отметить, ЦУП среагировал очень быстро. Руководитель — Владимир Алексеевич Соловьёв — буквально через 10 секунд приказал перейти на ручной режим. И мы в течение 3–4 секунд включили органы ручного управления. Сработала система увода. Включились двигатели.

Меня удивило, как быстро в тени стала пропадать станция. На ВСК было достаточно комфортное изображение. Но на дальности менее 50 метров оно стало моментально сворачиваться. Казалось, что еще немного, и мы потеряем станцию из вида. Конечно, сначала нужно было погасить скорость движения. Но когда уже отошли на расстояние 100 метров, оценить скорость и положение относительно стыковочного узла через ВСК было сложно. То есть была непростая ситуация. Поэтому я дозированно выдавал импульсы, чтобы подойти на ту дальность, где можно контролировать параметры относительного движения и включить второй контур коррекции двигателей, чтобы при необходимости затормозить. Когда подошли поближе, стало проще. К этому времени уже и зрение адаптировалось, ведь мы со света переходили в тень. «Мишень» была хорошо видна уже в районе 40 метров. Тогда я выполнил торможение, опять отошел назад, поскольку угловое рассогласование было значительным, и, выйдя на ось, выполнил стыковку.

 

— Стыковка оказалась непростой. Вот тебе и шестой полет! А как чувствовал себя новичок Тимоти Пик?

 

Ю. Маленченко: Во-первых, он был очень рад. Когда произошло отделение третьей ступени, мы поздравили его с тем, что он оказался в космосе и стал настоящим астронавтом. Мы с Тимоти Копра ему помогали, как это принято в нашем экипаже. Тимоти Пик хорошо подготовлен, он внимательно отслеживал все этапы движения. А потом мы перешли на станцию.

 

— Как приятно после всех этих перипетий попасть в теплые дружеские объятия тех, кто вас так долго ждал. Как это происходило?

 

С. Волков: Мы, конечно, с волнением ждали экипаж, следили за ними. Но у нас своя циклограмма взаимодействия с экипажем корабля. Кстати, мы очень хорошо видели старт и выведение. Отделение третьей ступени сопровождалось очень красивым свечением — зрелище впечатляющее, тем более что еще и солнце подсвечивало. Мне кажется, это уникальный случай, когда экипаж МКС видит старт корабля. А потом началась обычная работа, все наши действия четко прописаны в бортовой документации и в радиограммах. Мы наблюдали (и контролировали) сближение корабля со станцией, неожиданный его отход, когда расстояние до МКС составляло всего 15 метров. До стыковки оставалось совсем немного, всего несколько минут... После небольшой задержки и перехода на ручной режим все прошло нормально. Мы настроили репортажные камеры, чтобы картинка получилась хорошая. Даже такое событие, как прибытие новых членов экипажа, — это повседневная работа.

 

— Последние 2 недели у вас выдались очень напряженными и насыщенными. Одно из самых важных событий — возвращение на Землю 11 декабря ваших товарищей, экипажа «Союза ТМА-17М».

 

С. Волков: Когда идет подготовка к спуску, основная нагрузка ложится на командира улетающего экипажа. Он занимается укладкой возвращаемого оборудования и грузов, выполняет практически все процедуры. Проверкой скафандров занимаются другие члены экипажа «Союза», но основная работа лежала все-таки на Олеге. Имея большой опыт, он с этим отлично справился.

Для тех, кто остается на станции, расстыковка — это не просто прощание. Мы должны выполнить определенные операции: контроль закрытия крышки люка, закрытия клапанов, отхода корабля, фотографирование стыковочного узла и т.д. Поэтому наблюдать, как красиво «Союз» отходит от станции, удается редко. В этот раз расстыковка происходила на ночной стороне орбиты, и корабль очень быстро ушел в тень. Буквально 3–4 минуты было видно, как «Союз» отходил от стыковочного узла МИМ1, а потом растворился в темноте.

 

— В эти дни станция стала настоящим космическим портом. 9 декабря, еще до возвращения на Землю экипажа «Антаресов» на «Союзе ТМА-17М», к МКС наконец-то причалил грузовой корабль «Сигнус». 19 декабря вы проводили «в последний путь» российский «Прогресс М-28М». А 23 декабря к МКС прилетит первый грузовой корабль серии «Прогресс МС».

 

С. Волков: «Сигнус» мы ждали довольно долго, потому что его старт несколько раз переносили. Сначала он планировался на 3 декабря. У нас даже была трансляция старта в прямом эфире, но, к сожалению, мы услышали, что запуск снова переносится на сутки, а потом на 7 декабря. Конечно, это наложило отпечаток на нашу работу, потому что оставалась буквально неделя до спуска Олега и его экипажа. И так получилось, что в среду пристыковался «Сигнус», а в пятницу улетел «Союз». Конечно, нам хотелось посмотреть на этот корабль, ведь до этого никто из нас его не видел. При подходе мы его сфотографировали (наверняка вы видели эти снимки, я их отправлял на Землю). Я бы назвал его стандартным иностранным грузовым кораблем: внутри большие объемы, удобное расположение грузов.

Что касается нашего нового «Прог­ресса МС», то мы его очень ждем. Вчера у нас состоялась тренировка по стыковке этого корабля к станции. Он, как обычно, привезет разные грузы, в том числе новое оборудование — для экспериментов и нашего выхода в открытый космос.

 

— Михаил, а почему вас не слышно? Вы еще на станции?

 

М. Корниенко: Не волнуйтесь, я никуда не делся, сижу рядом. Что касается грузовика «Прогресс М-28М», то мне пришлось в течение двух с половиной месяцев загружать его, работать с ним каждый день. Думаю, мне больше всех жалко с ним расставаться. Я прощался с ним как с родным. Можно сказать, что я вложил в него не только время и силы, но и душу.

 

— Сережа, вы участвовали в не­обычной акции «Война и Мир. Читаем роман». С 8 по 11 декабря в течение 60 часов более 1300 человек по всему миру в эфире государственных телеканалов «Россия К», «Россия 1», радиостанции «Маяк», а также в сети Интернет читали это произведение Льва Толстого. Как вы решили в ней участвовать? Сами выбирали фрагмент текста, или вам его прислали?

 

С. Волков: Акция, конечно, очень интересная, новая и необычная. Она способствует популяризации русского языка и литературы, классики. Мне кажется, организаторы пошли в правильном направлении. Нам прислали текст, который мы могли прочитать. Наверное, его выбрали редакторы. Большинством голосов экипажа из трех человек было решено, что отрывок из романа прочитаю я. Что я с удовольствием и сделал.

 

— Вы чувствуете приближение праздника? Из всего экипажа один Юрий однажды встречал Новый год в космосе. Так что у вас будет уникальная возможность загадать желания на космической высоте. Это значит, что они обязательно сбудутся. Так что подбирайте их тщательно, как Маленький Принц.

 

М. Корниенко: Приняли ваш наказ, обязательно подойдем к этому делу ответственно. Конечно, мы с нетерпением ждем прихода Нового года, который мы с Сергеем в первый раз встретим в космосе. Вот Юрию Ивановичу посчастливилось больше. Я позвонил на Землю Саше Самокутяеву, и он сказал, что мешок с елкой и игрушками находится за панелями в ФГБ. Мы достали елку и передали на американский сегмент, потому что у наших коллег Рождество наступает раньше, чем у нас, 25 декабря. А вообще, мы все очень любим этот праздник и с нетерпением ждем его прихода, а потом православного Рождества. Уже украсили служебный модуль, вытащили новогодние плакаты с поздравлениями, развесили мишуру. В общем, живем в предвкушении…

 

— Как же быстро закончился сеанс! Мне остается только поздравить всех вас с наступающими Новым годом и Рождеством, с этими прекрасными сказочными праздниками, и пожелать крепкого здоровья, радости, удачи! Юрий, заранее с днем рождения не поздравляют, но никто не запрещает пожелать вам всего самого доброго, счастья и здоровья! До встречи в новом, уже 2016 году!

 

Беседовала Екатерина Белоглазова