СВЕЖИЙ НОМЕР
Июнь
2018

к архиву

На орбите

01.02.2013

ТРОЕ СУТОК БЕЗ СНА РАДИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Сеанс связи с российскими космонавтами проходил вечером накануне старого Нового года. Экипаж 34-й экспедиции МКС работал в полном составе. 21 декабря к Олегу Новицкому, Евгению Тарелкину и Кевину Форду присоединились Роман Романенко (Роскосмос), Крис Хадфилд (Канадское космическое агентство) Томас Машберн (NASA), прилетевшие на корабле «Союз ТМА-07М».

 

 

«ПРОСТО ДУХ ЗАХВАТЫВАЛО!

 

— Добрый вечер, Олег, Евгений и Роман! Вы живете по гринвичскому времени, и у вас сейчас середина дня, а в Москве вечер. Падает снег, легкий морозец — настоящая праздничная погода для встречи старого Нового года, с которым я вас и поздравляю!

 

О. Новицкий: Спасибо, мы вас тоже поздравляем. Хотя у нас тут снега нет, тепло, мы летаем в шортах, но праздник чувствуется.

 

— У меня много вопросов. Но сначала я попрошу Романа рассказать, отличается ли этот его старт от предыдущего.

 

Р. Романенко: И на этот раз я снова пережил все эти незабываемые ощущения — перегрузки и невесомость, ускорение и торможение, контакт подъема, контакт отделения. Как ни странно, сейчас я воспринимал все более эмоционально, чем в 2009 году, во время первого полета. Просто дух захватывало!

Мы очень хорошо долетели до станции. МКС встретила нас более ярким светом, чем в прошлый раз, новые мощные фонари горят не желтым, а белым светом, который заливает все пространство станции. На МКС, на мой взгляд, мало что изменилось. Через 2 дня я осмотрел прибывшие после меня модули — «Купола», «Транквилити» и наш «Рассвет» (МИМ1).

 

— Как прошла стыковка с МКС? Ребята вас очень ждали, готовились к приему. Кстати, как ваш интернациональный экипаж встретил Новый год и Рождество?

 

Р. Романенко: Мне довелось летать, когда впервые на МКС экипаж стал состоять из шести человек. Кроме того, к нам прилетали шаттловцы, и тогда число людей достигало 13. Наш экипаж даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но поскольку станция большая, этого не замечаешь. Зато вечером, когда все собирались у стола, было очень тесно. И если ложка отлетела, то ее уже не стоило искать, потому что она улетела далеко, за спины товарищей, и лучше было взять другую.

Что касается Олега, Евгения и Кевина, то они уже полностью адаптировались, привыкли к станции. Мы открыли люк и увидели счастливые лица. Нас тепло встретили, обняли, проводили к столу...

Но у командира корабля всегда есть обязанности по консервации «Союза». Поэтому чуть передохнув, передав слова приветствия Земле, поздоровавшись с родственниками, я отправился в корабль и перевел его в режим консервации. Требуется около 2 часов работы, чтобы он мог в надлежащем виде летать в связке со станцией.

Что касается Нового года, то ощущения примерно такие же, как на Земле. Мы знали и чувствовали, что происходит, нам писали, как люди готовятся к празднику, покупают елки, подарки. На «Союзе» мы привезли на МКС грейпфруты и мандарины, и этот запах и праздничное настроение разлились по станции. Мы старались позвонить всем родственникам и друзьям, чтобы поздравить их с Новым годом. Это замечательная традиция, тем более приятно делать это из космоса.

31 декабря у нас было рабочим днем, но за полчаса до полуночи по московскому времени экипаж собрался за столом. И вот так — в трудах и заботах — мы отметили праздник вместе с нашими родными. И где-то через час все пошли спать, разбрелись по своим «норкам».

 

Е. Тарелкин: Такого праздника у нас еще не было. Мы закончили дела примерно за час до Нового года по Москве и успели накрыть стол, на котором были мандарины и даже черная икра. Отметили хорошо — по-домашнему, весело.

 

 

КАК УДИВИЛИ ЗЕМЛЮ

 

— Чем занимались, когда у нас, на Земле, были зимние каникулы?

 

О. Новицкий: За этот месяц мы выполнили множество экспериментов, занимались обслуживанием станции, ремонтными работами. Новогодние дни ничем не отличались от других. Все шло штатно, и праздники не повлияли на наш распорядок.

 

Р. Романенко: Впервые делал эксперимент «Плазменный кристалл», к которому очень долго готовился. Это большой объемный эксперимент, аппаратура не выключалась ни на минуту в течение 3 суток.

 

О. Новицкий: И все это время Рома не спал!

 

Р. Романенко: Я должен был постоянно контролировать атмосферу в экспериментальном блоке «Плазменного кристалла». Микронасос постоянно откачивал оттуда воздух, и давление было практически нулевым: мановакуумметр показывал даже минус 4 мм, т.е. отрицательные значения. Я такого еще не видел, и даже Землю, наземные службы мы с мановакуумметром удивили. Тем не менее это так.

Также мы занимались инвентаризацией, загрузкой грузовика, который скоро отстыкуется от МКС. Вместо него придет другой — с новыми элементами, материалами, в том числе с теми, что я заказал.

 

— Какие у вас планы на январь-февраль?

 

Е. Тарелкин: В феврале мы с Олегом начнем подготовку к спуску, намеченному на середину марта, в том числе тренировки в «Чибисе», в котором создается разряжение в нижней части туловища для тренировки сердечно-сосудистой системы к жизни на Земле. Естественно, будет много экспериментов, результаты которых мы должны спустить на Землю.

 

Р. Романенко: 9 февраля предстоит расстыковка «Прогресса М-16М», а через два дня — стыковка с «Прогрессом М-18М», который должен был прийти еще в декабре прошлого года. Кроме свежих продуктов, он доставит на МКС различные грузы и оборудование, в том числе новую российскую беговую дорожку, которую будет устанавливать Павел Виноградов. Конечно, будем выполнять различные эксперименты и поддерживать работоспособность станции.

 

 

ОТ МИНОБОРОНЫ ЖДУТ ПОДАРКА

 

— 23 февраля все мы будем отмечать День защитника Отечества. Все вы были военными летчиками, а теперь являетесь офицерами запаса...

 

Е. Тарелкин: Русский солдат всегда был образцом силы, доблести и чести. Я уверен, что мы этих позиций никогда не сдадим. Поздравляем всех с этим праздником и желаем терпения и удачи!

 

Р. Романенко: Поздравляем всех защитников Отечества с праздником, желаем, чтобы они жили долго и все было у них хорошо. А мы хотели бы от Министерства обороны получить обещанные квартиры. А то не знаем, куда прилетим после окончания экспедиции…

 

— Уверена, что все ваши проблемы будут решены. Спасибо за беседу! Желаю всего самого доброго, интересной работы и новых ярких впечатлений.

 

Беседовала Екатерина Белоглазова