Май
2013
На орбите«Рабочий день» продлится полгода6
РегионДля двигателя важна хорошая летная история ...»10
НаукаЗащита от пылевой плазмы18
ПроблемаДля ДЗЗ закон не писан26
КомпетентноДвижение в развитии30
Разбор полетовЧелябинский метеорит: реальность и мифы32
ФорумПобедителей ждет Плесецк46
ОбразованиеНаследники гагаринской славы50
ОсновоположникиАзарт и талант академика Богомолова52
ЛюбопытноДень рождения в космосе58
Искусство«Небосклон» в подземелье ...»62
Очевидное-невероятноеКто первым полетит к Марсу?64

Архив журнала

«Небосклон» в подземелье

Когда творческие усилия объединяют астрономы и художники, безусловно, стоит рассчитывать на интересный результат. Так и вышло, когда за реализацию необычного арт-проекта взялись сотрудники Московского планетария и представители «Крокин галереи». Что получилось в итоге?

Анастасия Давидюк

Темный коридор уводит вниз, к бывшей подземной автостоянке Московского планетария. На стенах — десяток часов, циферблаты похожи на иллюминаторы космического корабля. Сюрреалистическую картинку дополняет неоновая подсветка. В конце тоннеля — свет: это вход на выставку современного искусства «Небосклон».
— Вы не первая, кто испытал легкий культурный шок от подобного соседства гаража с галереей, — говорит научный директор Московского планетария Фаина Рублёва. — Планетарий — не музей, а место, где современные инновационные технологии формируют особое пространство. Но идея провести здесь выставку, с которой обратилась «Крокин галерея», показалась занятной.
Синтез усилий сотрудников Мос­ковского планетария и художников, объединенных вокруг «Крокин галереи», в итоге позволил создать весьма интересный арт-проект. Для участия в нем было отобрано около полусотни произведений двух десятков авторов.
Художник Леонид Тишков представил проект «Частная луна». Автор «одомашнил», «приручил» Луну. По словам автора, «Частная луна» — это визуальная поэма, рассказывающая историю о человеке, который встретился с Луной и остался с ней на всю жизнь. На чердаке своего дома он увидел ее, упавшую с неба. Когда-то она пряталась от Солнца в темном влажном тоннеле, ее пугали проходящие поезда. Теперь она пришла в дом к человеку. Укутав Луну теплым одеялом, он угощает ее осенними яблоками, пьет с ней чай, перевозит на лодке через темную реку на высокий берег, где растут лунные сосны. Переходя границы миров по узким мосткам, погружаясь в сон, оберегая небесное тело, человек сам превращается в мифологическое существо, живущее в реальном мире как в волшебной сказке.
Татьяна и Сергей Костриковы выставили на обозрение проект «Хрупкость». Там скорее показана не близость космоса, а его непостоянство. Картина с метеоритом Константина Батынкова из серии «Космос» была написана задолго до падения челябинского небесного тела. Она рассказывает, что такие события говорят нам: космос — рядом. Мы живем в нем, хотим мы того или не хотим, но мы зависим от него.
Одна из самых интересных работ на выставке — собрание ландшафтных фотографий реки Игарка Юрия Аввакумова. Они выложены кристаллами Сваровски. Это, конечно, элемент гламура, но в данном контексте смотрится все очень нежно, тонко, звезды переливаются очень красиво. Свет ложится, падает с разных сторон, и получается замечательное мерцание светил.
— Наша выставка призывает посетителей задуматься, понять и найти место человека во Вселенной, — говорит Фаина Рублёва. — Погружение в творческую среду влияет на мироощущение человека, на его самосовершенствование. Проект «Небосклон», безусловно, уже стал событием в культурной жизни столицы. 

Фото автора