Миновала «макушка» лета, наступила пора массовых отпусков. А в космосе по-прежнему трудится дружный экипаж 36-й экспедиции МКС — россияне Павел Виноградов (командир), Александр Мисуркин и Фёдор Юрчихин, астронавт ESA Лука Пармитано и американцы Кристофер Кэссиди и Карен Найберг.
«ВДОХНУТЬ ЗАПАХ ОТКРЫТОГО КОСМОСА»
— Здравствуйте, Павел, Александр и Фёдор! У меня к вам очень много вопросов. Наконец-то состоялось ваше знакомство с европейским кораблем ATV-4 «Альберт Эйнштейн». А Лука и Александр даже участвовали в процессе стыковки. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
А. Мисуркин: Говорят, что я отношусь к жизни без излишней восторженности. Стыковку с ATV воспринял как одну из ежедневных операций, правда, очень интересную и ответственную. Мы вели только дистанционный контроль и готовились выдавать нужные команды в случае нештатной ситуации. Но причастность к стыковке с таким большим, сравнимым по размерам со служебным модулем европейским грузовиком, который прилетает нечасто, конечно, очень приятна, как и работа с Лукой. Фёдор Николаевич и Павел Владимирович нас поддерживали, контролировали процесс, вели видеосъемку.
— Александр, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от первого в вашей жизни выхода.
А. Мисуркин: По словам специалистов и коллег, я отработал нормально. Мне выход очень понравился. Будь моя воля, я бы летал только для того, чтобы почаще выходить в открытый космос. Не понравилось только одно — было крайне мало времени, чтобы посмотреть на окружающую красоту, спокойно полюбоваться Землей. Действительно, работа была нелегкая, но очень интересная. Жду следующих выходов. О работе с ЦУПом, Фёдором Николаевичем и со всеми коллегами могу сказать только положительное. Чувствовал «отеческую» поддержку от всех членов экипажа. Земля тоже относилась к нам с пониманием и четко руководила процессом.
Ф. Юрчихин: Для первого раза Саша отработал замечательно. У нас действительно не хватило времени на съемку. Я наблюдал за выходом Луки и Криса и позавидовал, что им дали 10–15 минут на фотографирование друг друга на обрезе люка перед возвращением в станцию. А у нас, к сожалению, этого времени не было. Зато мы выполнили практически все задачи. Осталось проложить два фала, но мы сделаем это в следующий раз. Зато удалось дополнительно сделать более сложные вещи.
Впечатления Саши и Луки совпадают. Лука тоже считает, что самое главное — это «прогулка на улице». Хочу сказать огромное спасибо специалистам Центра подготовки, ЦУПа, НПП «Звезда» и особенно сотруднику РКК «Энергия» Сергею Киреевичеву, который вел наш выход, за поддержку, спокойствие и профессионализм.
— Скоро мечты осуществятся — у вас еще два выхода в августе. Что предстоит сделать 16 числа?
Ф. Юрчихин: Мы должны установить на ФГБ недостающие кабельные держатели. Затем проложить кабели системы электропитания для будущего многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) от американского сегмента к российскому. Кроме этого, предстоит проложить кабель Ethernet. Так как МЛМ еще проходит заключительную подготовку на Земле, проложенные кабели мы временно закрепим на российском модуле МИМ2.
На этот раз Саша будет впервые управлять «стрелой», а я на правах «деда» выбрал более легкую работу (смеется) «пассажира». Укладка с кабелями по массе и габаритам достаточно большая, поэтому мы ее надежно закрепим на конце «стрелы». Я застрахуюсь рядом с укладкой, и Саша бережно переместит нас на ФГБ, как можно ближе к американскому сегменту, и уже оттуда мы начнем аккуратно прокладывать кабели. Ну и обратные операции со «стрелой». Саша поднимет меня со стороны ФГБ и осторожно опустит на МИМ2. Надеюсь, он с этим справится.
— Существует ли традиция как-то отмечать первый выход в открытый космос?
Ф. Юрчихин: Выходя впервые в космос, каждый космонавт немножечко приоткрывает скафандр, чтобы вдохнуть запах открытого космоса. Правда, Саша решился на это не сразу. (Смеется.)
— А как оценивает работу своих товарищей командир экипажа?
П. Виноградов: Выход выполнен отлично, замечаний никаких. Саша отработал просто блестяще, хорошо ориентировался на огромной станции. Ребята действовали планомерно, не дергаясь, все успели и выполнили работу на 5 баллов.
«ЭТО ПРОСТО КОШМАР!»
— Не все знают, что такое выходной день на МКС. На Земле кто-то едет на дачу, кто-то на экскурсию, кто-то занимается ремонтом, а кто-то «сидит в смене», как мне тут подсказывают. А как вы проводите свои выходные дни?
П. Виноградов: Конечно, на орбите все относительно. Но вообще, примерно как на Земле — дома, на даче…
Ф. Юрчихин: У Паши сейчас дача — это грузовик, он начинает в него все укладывать, готовить корабль к расстыковке.
П. Виноградов: Здесь столько дел, что отдыхать некогда. Выходной — это хороший день, время без контроля ЦУПа. Никто тебя не дергает, можно спокойно и планомерно заниматься своими делами. Может быть, вечерком соберемся, посмотрим какой-то новый фильм, который откопал Фёдор Николаевич.
А так… У меня фотографий — море, я в них уже закопался. Надо их просмотреть, рассортировать, отобрать, и этим можно заниматься часами.
— Другими словами, в выходные дни вы можете самозабвенно работать, не опасаясь, что вас кто-то остановит?
П. Виноградов: Ну конечно! Есть время над чем-то поразмыслить, придумать что-то интересненькое. В общем, выходной — это творческий рабочий день. Вот!
Ф. Юрчихин: Павел прав: в выходные работу делаешь на более высоком уровне, без спешки. Я сегодня собираюсь заняться «Кулоновским кристаллом». Саша за это время снял очень много учебных материалов и для телестудии Роскосмоса и, наверное, сегодня продолжит съемки. Порой хочется, чтобы 5 дней были выходными, а 2 дня рабочими — пользы было бы больше.
— Какая интересная идея! К вам 28 июля должен прийти «Прогресс М-20М». В перечне грузов, кроме воды, топлива, оборудования и посылок от родных, есть книги. Это меня удивило.
П. Виноградов: Конечно, мы получаем книги в электронном виде, но есть и настоящие. Здесь даже скопилась небольшая библиотечка. Иногда хочется оторваться от компьютера и, как в старые добрые времена, взять в руки газету или книгу и спокойно почитать.
Ф. Юрчихин: Разве может виртуальный мир заменить реальный, а книжка электронная — настоящую? Может быть, молодые люди со мной поспорят, у них свои аргументы. Но нас с Пашей они не переспорят.
— Остается задать вам традиционный вопрос о планах на ближайший месяц.
П. Виноградов: Это просто кошмар! Такое впечатление, что на борту время течет иначе. У нас уже 107-е сутки полета, а ощущение, что он начался позавчера. Поэтому о планах говорить не хочется, события пролетают просто молниеносно.
Ф. Юрчихин: Кажется, что только вчера Паша рвал на себе волосы и говорил: «Представляешь, мы здесь уже 70 дней!» А буквально в прошлые выходные Саша объявил, что прошли его первые 100 дней на орбите!
П. Виноградов: Если серьезно, то в ночь на 26 июля намечена расстыковка «Прогресса М-18М», а на 28 июля — старт и стыковка «Прогресса М-20М». Мы будем внимательно наблюдать за этим кораблем, потому что его предшественник, «Прогресс М-19М», заставил всех поволноваться из-за нераскрывшейся антенны системы сближения.
Потом ребята начнут готовиться к выходам. И все — нам надо собираться домой. А это ужасно, потому что дел здесь — просто невпроворот!
— Ваше теплое отношение друг к другу чувствуется даже по голосам. И это так приятно! Но, к сожалению, приходится прощаться. Пожалуйста, сохраните это замечательное настроение и желание сделать как можно больше. Удачи и до следующей встречи!
Екатерина Белоглазова
P.S. 31 августа командир МКС-36, летчик-космонавт РФ, Герой Российской Федерации, заместитель начальника Летно-космического центра РКК «Энергия» Павел Виноградов отметит на борту Международной космической станции 60-летие. Редакция журнала «Российский космос» присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает Павлу Владимировичу здоровья, творческих и профессиональных успехов!